Воспоминания о Марни
Сегодня мы с вами поговорим о новом фильме студии Ghibli, который по праву встанет на полку золотой классики. К сожалению, как это обычно бывает, в российском кинопрокате его проигнорировали. Релиза на DVD пришлось ждать очень долго – если премьера состоялась 19 июня 2014 года, то в сети фильм с оригинальной дорожкой и русскими субтитрами появился только в апреле 2015.
Знаете, после того, как мой кумир в области качественной мультипликации Хаяо Миядзаки объявил, что картина «Ветер крепчает» 2013 года станет его последней работой, я начала подозревать, что студия Ghibli если не закроется в одночасье, то перестанет выпускать шедевры.
Я никогда так не ошибалась. Два новых фильма «Сказание о принцессе Кагуя» и «Воспоминания о Марни» (Omoide no Marnie) ничуть не опустили высокую планку, заданную «Унесенными призраками» и «Принцессой Мононоке». Здесь по-прежнему присутствует невероятной красоты картинка и глубокий сюжет.
Режиссер Хиромаса Ёнбаяси, который подарил нам «Ариэтти» вновь взялся за экранизацию британской детской книги – на этот раз книги Джоан Робинсон «Когда Марни была здесь». И знаете что? Это определенно один из самых лучших фильмов студии, снятый не под режиссерским началом Хаяо Миядзаки!
Сюжет аниме
История начинается с того, что мы знакомимся с двенадцатилетней девочкой Анной, нелюдимой и замкнутой. Девочка считает себя призраком в мире живых людей, и не стремится обзавестись друзьями. Мы видим ребенка, который холодно и безучастно наблюдает за происходящим в окошко из выстроенной ею стеклянной башни. Зритель настолько проникается этим настроением девочки, что в определенный момент задумывается о том, а не призрак ли она часом?
История начинается в тот момент, когда приемная мать отправляет страдающую астмой Анну в деревню, где воздух чище, и Анна знакомится с загадочной девочкой по имени Марни... И тут мы понимаем, что ничего не понимаем.
Впечатления от просмотра
Слишком много полутонов в этой истории, которые не укладываются в привычное понятие сюжет. О чем эта сказка? На первый взгляд, мы наблюдаем за развитием дружбы двух девочек, таких разных, но одинаково одиноких.
Но режиссер Хиромаса Ёнбаяси умело переводит историю в плоскость трансцендентного. То ли суша, то ли море отделяет загадочный Дом-На-Отмели, чьи окна светятся только для Анны и Марни. То ли сон, то ли явь – место вечерних встреч девочек. Образ молчаливого лодочника в этом контексте добавляет совсем уж жуткие ассоциации.
Интересно, что роман англичанки Джоан Робинсон «When Marni was here» входит в список из 50 книг, рекомендованных Хаяо Миядзаки для чтения детям, однако в русском переводе он не издавался. А жаль, потому что экранизация показала, насколько это тонкий и глубокий замысел – рассказать о том, что ребенок одинаково остро чувствует одиночество и беззащитность если его родители умерли или же постоянно в разъездах. В любом случае ребенок начинает ощущать себя призраком в этом равнодушном мире. И, как мы позже узнаем из биографии Марни и ее дочери, если не исцелить этот недуг любовью, история может закончиться печально.
Что понравилось: мультфильм захватывает с первого кадра, несмотря на нарочито плавный, размеренный тон повествования. Здесь нет драконов и духов, как в «Унесенных призраками», но мистическая атмосфера создается из обыденных вещей. Ощущение тайны оживляет персонажей, добавляет глубины их поступкам и словам.
За что мы любим Ghibli, все пейзажи любовно и подробно прорисованы, нет ощущения компьютерной графики (хотя она, разумеется, присутствует почти во всех современных мультипликационных фильмах).
Музыка – отдельное самостоятельное чудо. Гарантирую, что трек Priscilla Ahn – Fine On The Outside (звучит в трейлере) поселится в вашем плеере надолго.
Для кого это аниме: Для тех, кто хоть раз в жизни чувствовал себя одиноким и непонятым. А также для тех, кто уделяет мало времени детям и семье. Но если это не про вас, все равно посмотрите, чтобы познакомиться с трогательной книгой Джоан Робинсон. Вот умеют эти англичане писать детские книги так, что даже взрослые проникаются! А студия Ghibli – снимать мультипликационные фильмы, более серьезные, чем самые документальные драмы.