Золотая Классика №6. Ариэтти из страны лилипутов
Сегодня я предполагал рассказ вам об очередном серийном аниме, но по просьбе наших читателей нынешняя статья будет посвящена одной из последних работ студии Гибли - «Ариэтти из страны лилипутов».
А если у вас, мой дорогой читатель, завалялись где-то любимые или наоборот нелюбимые аниме, то смело оставляйте в комментариях на форуме или комментариях к этой статье их название, мы постараемся рассмотреть картину и сказать свою точку зрения и даже подискутировать с вами.
Сюжет аниме
Недалеко на запад от Токио, в Коганею приезжает вместе со своей бабушкой 12-летний мальчик Шо. Совсем скоро ему предстоит тяжелое испытание, поэтому ему нужно приготовиться к встрече с ним. Для этого в этой глуши он должен наслаждаться свежим воздухом, читать и отдыхать от городской суеты.
Перед отъездом мама Шо рассказала ему один секрет о здешних местах, и с этими знаниями мальчик появляется в доме бабушки. И надо же, чтобы ему так повезло, в первые же минуты он замечает то чудо, о котором ему рассказали.
Под домом живут удивительные существа, которых именуют «Добывайки». Это небольшие человечки, около 10 сантиметров в росте и живут они втайне от «больших» людей и всячески стараются тайно достать из их домов небольшие излишки, подобно кусочку сахара или нескольких печенюшек. Скрываться от человечества заставляет его патологическая жестокость и опасение за собственные жизни. Тем не менее, именно Шо в первый же день замечает одну из добываек.
Ей оказывается Ариэтти, которой исполняется 14 лет, а живет она вместе с папой и мамой. Обычно в дом людей ходит только отец, но дочь стала уже взрослой и пора ей начинать учиться делу добываек.
И вот ночью отец ведет ее на первую экскурсию в дом. Однако, она вновь попадается на глаза мальчику и тот пытается с ней заговорить, та же решает убежать. К сожалению, о жизни в доме небольших человечков знает и местная старая экономка и у нее явно намерения не только пообщаться с ними.
Впечатления от просмотра
Вообще, рассказывать о произведениях студии «Гибли» очень неблагодарное дело. Практически всегда ты знаешь, что тебе покажут, знаешь, что история не будет излишне сложной, знаешь, что будут смешные, милые и трогательные моменты. Но практически всегда ты оказываешься к ним не готов. Миядзаки и все его ученики научились создавать свои фильмы по принципу "неизвестное об известном". Получилось это и сейчас.
Первое, чему ты уделяешь внимание, это даже не герои, не музыка, не сюжет, а рисовка. Точнее будет сказать, внимание к каждой детали. Все, вплоть до тарелок, нарисовано тщательно и индивидуально. Причем в «Ариэтти из страны лилипутов» это еще более заметно, чем в других аниме данной студии, и в определенные моменты кажется, что в произведении переворачивают мир. Именно так выглядит первое путешествие добываек по человеческому дому. То, что нам кажется привычным, с точки зрения этих маленьких людей, всё превращается в небоскребы и огромные каньоны. И от этого сложно отвести взгляд.
Потом включается звуковое сопровождение, и оно великолепно. Обычно к картинам от японской студии «Гибли» не придраться насчет звуков и музыки. Но при этом и выделить этот аспект сложно, так как он создан на классе, но не более. Тут же авторы явно прыгнули выше головы. При этом песни мне напомнили будущую работу Миядзаки, а именно «Ветер Крепчает» (о данном аниме мы уже как-то писали). Даже русская озвучка тут вполне слушается, тем более полнометражные работы у нас обычно звучат лучше.
Перед тем, как я скажу свое мнение о повествовании и сюжете, должен уточнить кое-что. «Ариэтти из страны лилипутов» - это не совсем работа Миядзаки, конечно, он тут выступил в роли продюсера и сценариста, но режиссером был Хиромаса Ёнэбаяси. Ему было на момент выхода картины 37 лет и он оказался самым молодым режиссером студии. Поэтому, хотя тут и угадываются общие черты Миядзаки, но и авторское видение присутствует.
Тут вроде присутствуют все привычные темы, будь то столкновение детского (сказочного) и взрослого (реального) или же уничтожение человеческой цивилизацией последних нетронутых уголков в мире. Но там, где Миядзаки обычно показывал символы и намеки, Ёнэбаяси не стесняется и строит целые диалоги. Тут герой может честно и в камеру сказать, что многие виды животных и растений исчезли с планеты. Зрителю только остается принять эту мысль и задуматься о будущем добываек.
Впервые появился еще и действительно отрицательный персонаж. Его играет экономка, хотя по манере своей она больше напоминает малолетнего хулигана, который поймал жука и отрывает по очереди лапки. Именно в этом персонаже переплелись все грехи человечества, в ней есть и злоба, и невежество, чрезмерное любопытство и даже зависть.
Еще никогда студия «Гибли» не рождала таких отрицательных персонажей. Мы уже привыкли, что они давали нам возможность понять – нет злых людей. Но если даже они отошли от этого правила, то наверно с нашим миром действительно что-то не так.
Однако героиня, в которую просто невозможно не влюбиться и открытый финал оставляют надежду на исправление наших ошибок.
Вместо заключения, я бы хотел обратиться к людям, которые любят аниме и смотрят его. Вы часто плачетесь и ругаете российские кинотеатры, что они не показывают большие полнометражные аниме-фильмы, как это делают во многих странах мира. И несомненно, это плохо. Но фильм «Ариэтти из страны лилипутов» собрал в прокате около 150 миллионов долларов. При этом в России сборы составили всего 125 тысяч. Друзья, если вы даже не ходите в кинотеатры на фильмы студии «Гибли», то не ждите, что появятся другие аниме.