Бегущий по лезвию 2.5
Не секрет, что франшизу «Психопасс» ваш покорный слуга обожает и считает одной из самых недооцененных на современном аниме рынке. Потому я не мог пропустить выход полнометражного фильма по этой вселенной. Тем более, нечасто выходят сериалы, которые не паразитируют на избивших оскомину темах романтики и школы.
Новый «Психопаспорт» (Gekijouban Psycho-Pass) вышел в Японии еще в начале года, но нормальный русский фанатский перевод получил совсем недавно. Поэтому сама рецензия немного задержалась со своим появлением на нашем сайте. Еще какое-то время автор материала пребывал в некой задумчивости, ибо не все оказалось так хорошо, как в оригинальном сериале. Но сначала давайте поговорим по традиции о сюжете, а уже потом перейдем к оценке аниме.
Сюжет аниме
Перед нами прямое продолжение первого сезона сериала, ведь в центре сюжета оказывается инспектор Цунэмори и бывший ее подчиненный Когами. Идет уже 2116 год, весь мир, кроме Японии, погряз в войнах и хаосе. Страна восходящего солнца - единственный оплот цивилизации. Во многом это произошло из-за внедрения системы контроля над государством и ее гражданами – Сивиллы. О принципе ее работы вы можете узнать в первой и второй рецензии на нашем сайте, повторять на второй круг одно и то же считаю нецелесообразным.
Несмотря на относительную изоляцию Японии от остального мира, в нее все равно проникают различные нежелательные элементы из других стран. Но если обычные беженцы, которые устали от войны и разорения, легко попадаются властям при пересечении границ, то подготовленные боевики, как минимум, могут оказать вооруженное сопротивление. А совсем недавно случился вопиющий инцидент, когда пришедшие боевики знали все обходные маршруты, чтобы не попасть под объективы камер и смогли легко выйти на криминальных посредников.
Такое уже не могли пропустить мимо в Бюро общественной безопасности и лично инспектор Цунэмори. После короткого совещания с главой организации, она получает добро на «командировку» в Союз Юго-Восточных Азиатских Стран для расследования и поимку организатора вылазки боевиков в Токио.
Само Бюро подозревает во всем сбежавшего исполнителя Когами Шинью. Верно ли это мнение, да и вообще, что происходит за границами Японии? Это предстоит узнать Цунэмори.
Впечатления от просмотра
Несложно заметить, что вся серия, начиная с первых эпизодов, постепенно претерпевала изменения. Из очень камерного действия, где велись экзистенциональные диалоги, аниме приходит к динамичному повествованию, в котором речи героев пытаются вплести в происходящее.
Удивительно, но если первый подход близок для театра или кино, то второй вариант близок в формату видеоигр. Наверно именно потому для меня, как человеку, ставящему интерактивные развлечения выше фильмов и спектаклей, такие изменения кажутся нормальными и даже привлекательными. Но главное не заиграться, что кажется и случилось.
Как вы уже наверно догадались, в новом фильме зрителей ждет гораздо больше экшена, стрельбы и драк, чем наверно за весь первый сезон. Многие мысли и речи упростили, порезали, сократили или запихали в первую половину полнометражки. И в этом явный минус, хотелось бы получить гораздо больше точек зрения, их обоснованности, на худой конец гораздо частое цитирование Пруста (хотя его книжка и мелькает пару раз как намек). Но вместо этого зрителю дали нечто другое.
Нам дали новый мир и аж две новых идеологии. И надо сказать, что расширение географии для «Психопасса» пошло только на пользу. Теперь мы можем сравнить две вселенных: спокойная, тихая Япония и полыхающий пожаром войны остальной мир. Но почему режиссер решил, что нам не стоит знать, как другие страны оказались в таком плачевном состоянии, мне не понятно. На самом деле можно придумать множество причин для этого (некоторые не стоит даже придумывать – выпуска новостей достаточно).
Что касается представленных идеологий и то, как они были представлены, то даже не знаю поругать или похвалить создателей фильма. Зритель сможет наблюдать за противостоянием мыслей постколониализма и антикапитализма. Первых представляют военные наемники, вторых - Когами и революционная армия. Смотревшие уже фильм, наверно вспомнят правителя Союза Юго-Восточных Азиатских Стран и его генералов, но на деле их авторы не собирались даже раскрывать, показав просто злобными психопатами.
В итоге, представление идей постколониализма уместилось в одну драку между наемником и Когами. Именно там боец рассказывает свои взгляды, чуть ли не наизусть цитируя интернационал. Революционная армия же через свои действия и окружения явно похожа на марксистов, анархистов и наверно даже коммунистов. Это выражается в явных аллюзиях между ними и войсками Северного Вьетнама в 60-70х годах XX столетия. При желании можно представить и саму Сивиллу как третью силу, выступающую в роли представителя футурологии.
Можно и дальше продолжать эту тему, уходя в дебри социологии и политических учений, однако для большинства читателей это может показаться скучно и сложно. Потому давайте перейдем уже к качеству самого сюжета.
Будет сложным не согласиться, что если бы такой сюжет показывали в формате сериального сезона, то это было бы очень слабо, потому выбранный формат полнометражного аниме для «Психопасса» сыграл на руку. Его сложно обвинить в плохом раскрытии второстепенных персонажей — ограниченность в хронометраже делает свое дело. Подобное идет во вред - как зритель может сопереживать смерти второстепенных персонажей, если видел их три секунды?
Инспектор Цунэмори в этот раз сталкивается с событиями и злодеями, которые заметно проще, чем в сериале. Опытный зритель уже к середине разгадает основные твисты сюжета, а новичок может до конца не понять все происходящее. Положение спасло бы хорошее раскрытие нескольких новых персонажей и возможность дать им глубины. На деле же практически все из них шаблонны и недостойны оказаться в аниме «Психопаспорт».
Чему по-настоящему будут рады фанаты, так это возвращению в кадр Когами. Это действительно очень харизматичный герой для франшизы. И знаете, на мой взгляд, сейчас он стал более человечным, чем был сериале, заметны определенные привязанности, например, к той же Цунэмори. И чтобы не отвлекаться от ее фигуры в сюжете, давайте разберем вопрос, который меня действительно беспокоит, особенно после прочтения ряда фанатских комментариев.
Вы действительно считаете, что «Психопаспорту» необходима романтическая линия между Когами и Цунэмори? Каким образом между этими персонажами вы видите какую-то любовную химию? На мой взгляд, сам Когами испытывает скорее отцовские чувства к девушке, он более хочет ее защитить и уберечь от происходящего вокруг, чем чтобы она стала его боевой подругой. Даже скажу больше, думается, что Гиноза испытывает куда как больший интерес к инспектору, чем беглый Когами (ох, и будут же бушевать фанаты, если такое прочтут). Сама же Цунэмори в этом фильме оказалась слишком безэмоциональной, чтобы можно было вообще о чем-то судить.
Над чем в студии особенно постарались, так это боевка и массовые побоища. Хоть иногда и смотрится происходящее безмозгло, но придают аниме необходимый тон повествования, погружают в атмосферу безысходности перед системой. Кажется, что все люди обречены на неминуемый проигрыш. Однако не надо обманываться, тут речь идет не о прямом столкновении между повстанцами и военным правительством, а о человечестве и технократии в лице Сивиллы. И вот тут мы подходим к еще одному смысловому дну картины.
«Психопаспорт» всегда любит показывать свой утопический прогноз будущего. Но до настоящего момента зритель мог наблюдать за тем, что в любой системе могут быть ошибки, аномалии, которая она не сможет решить без помощи людей. Именно потому каждый, кто смотрел эту ленту, не чувствовал полной безысходности от происходящего. Мы на деле наблюдали совместную работу машины и человека. Теперь мы можем быть свидетелями интервенции системы, как внутри страны, так и в сторону ближайших соседей.
В Японии Сивилла начинает уже не только самостоятельно на основе тестов распределять работу, но и подбирать семейные пары. По сути, это прямое вторжение в личную жизнь. Так было бы, если люди сами не дали системе полную свободу, избавив себя от ответственности. Но вот только порок Сивиллы это или недостаток общества? Ведь только подумайте, но черта большинства людей - боязнь ответственности. Уже сейчас мы это можем наблюдать практически во всех областях жизнедеятельности человека. Инфантильность становится настоящей эпидемией.
Но это то, что происходит по сюжету внутри страны. Между тем Сивилла забирает под контроль чужую столицу. Хоть она сама и утверждает, что захват территорий вовсе не является ее задачей, но нельзя отрицать и тот факт, что царящий в мире хаос все равно влияет отрицательно на Японию. Потому весьма разумно для системы организовать как минимум мир вокруг себя, для оптимальной работы. Сама Сивилла не будет воспринимать это как интервенцию в чужую страну, для нее это будет создание благоприятных условий для Японии.
Резюмирую: «Психопаспорт» (Gekijouban Psycho-Pass) обязателен к просмотру для всех фанатов серии. Остальные при желании могут его пропустить, хотя я и не советую. В этом фильме, как и прежде, заложено много интересных идей и смыслов. Но портит все не самый сильный сюжет и скомканное повествование. К сожалению, могу поставить только 7,5 доминаторов из 10.