Сатору Ивата
Статья об этом человеке даже не планировалась в близкой перспективе. Однако известия, пришедшие сегодня из Японии, расстроили каждого геймера, в том числе и меня. Разработчик игр и глава корпорации Nintendo Сатору Ивата скончался от рака желчных протоков в возрасте 55 лет. Этот материал кратко познакомит вас с его биографией.
Родился Сатору Ивата 6 декабря 1959 года в городе Саппоро, что относится к префектуре Хоккайдо. Семья была не из самых простых, отца звали Хироси Ивата, и он продолжительный срок (16 лет) был мэром местного города Муроран. Мать была куда как скромнее, а звали ее Акико.
Сатору учился в старшей Южной школе города Саппоро. С этих пор началось его знакомство с первыми вычислительными машинами. Работая разносчиком газет, Ивата смог через некоторое время купить программируемый калькулятор (приобрести компьютер тогда было практически нереально). Именно с этого момента он начинает учиться программированию. Еще в школе он создал первые игры, в основном спортивные симуляторы – бейсбол, волейбол.
В 1978 году он заканчивает школу и поступает в Токийский технологический институт. Здесь он продолжает изучать компьютерные технологии. Но это было не единственным его увлечением в тот период жизни. Ивата жил в районе Акихабара и в тот момент занимался ниндзюцу. Это не помешало ему через два года после поступления в институт начать работать внештатным сотрудником HAL Laboratory. Любопытно, что в будущем эта небольшая контора станет дочерней компанией большой Nintendo и будет заниматься созданием видеоигр.
С окончанием института Ивата стал работать на постоянной основе в этой компании. Он был всего лишь пятым работником в HAL Laboratory. Остальные выпускники его вуза разбрелись по крупным фирмам, желая больших денег и стабильной работы. Сатору же предпочел заниматься тем, чем любит, а именно разрабатывать компьютерные игры. В тот момент это направление считалось бесперспективным и направленное на узкую аудиторию. Против решения сына был и отец, тот почти полгода не общался с Сатору.
В небольшой HAL Laboratory Ивата работал над различными играми для консолей и игровых автоматов. В первые годы выпустили "Balloon Fight", "Earthbound", "NES Tournament Open Golf" и "Kirby". Не стоит думать, что уже тогда у будущего главы Nintendo началась благополучная жизнь. Он сам занимался рекламой и маркетингом игр, созданных компанией. Людей катастрофически не хватало и сотрудники посменно убирали и готовили для студии.
Почти 12 лет компания держалась на плаву, но к 1992 году HAL Laboratory оказалась в плачевном финансовом положении. В этой ситуации было предложено Ивате стать главой и президентом студии. Удивительно, но уже в 1993 года HAL Laboratory вышла из процедуры банкротства. Это не осталось без внимания руководителей более крупных корпораций. Одним из таких людей оказался Хироси Ямаути, президент Nintendo с 1949 года.
В начале нового тысячелетия Ивата становится главой отделения корпоративного планирования Nintendo. При этом он все еще остается консультантом для HAL Laboratory. Надо сказать, что позвали его в Nintendo тоже не в самое простое время - как раз конкуренты из Sony начинали покорять рынок. Именно Сатору координировал процесс запуска новой приставки GameCube. Несмотря на то, что эта консоль была не самой выдающейся в истории большой N, но доходы в том году были в районе 4 миллиардов долларов.
А уже через два года глава Nintendo Хироси Ямаути подал в отставку, а своим приемником назвал Сатору Ивата. Тогда он заверил, что знает, в какие руки передает корпорацию и абсолютно спокоен за ее судьбу. Однако общественность такую новость восприняла настороженно.
Назначение Иваты сломало традицию компании, когда руководителем становился кто-то из семейного клана Ямаути. А также для Японии очень нехарактерно было назначение такого молодого человека на влиятельный пост. На тот момент главе Nintendo было всего 42 года.
Работая долгое время в игровых компаниях, пройдя путь из самых низов, Сатору Ивата знал все проблемы индустрии изнутри. Кроме того, видя не самый удачный старт GameCube, он понимал, что японской корпорации нужен новый путь развития и собственная стратегия. Именно тогда он решает отказаться от игр с излишне проработанной 3D графикой в пользу более простых продуктов, но которые будут оригинальны по дизайну и игровой механике. Кроме того, внутренние студии Nintendo стали работать над играми интересными для всей семьи и без возрастного ценза.
Подобные решения позволили компании сократить расходы на разработку каждого своего продукта. Но более того, игры стали выходить быстрее, потому что не требовали дополнительных усилий. Даже сейчас, через 13 лет, частично эта стратегия работает в корпорации.
На своем новом посту Сатору Ивата сотрудничает с другим легендарным японским разработчиком игр Сигэру Миямото. Вместе они работают над сериями игр Mario и Zelda.
Еще через 3 года, в 2005 году на выставке Е3 глава Nintendo показывает новую консоль под названием Wii. По признанию Иваты, он не хотел пытаться впихнуть в приставку наиболее мощное железо, а продвигать её собирался на играх. Тогда консоль выглядела хоть и красиво, но странные нунчаки-контролеры вводили в смущение.
Но, как показала история, такая ставка сыграла. Wii стала лидером продаж не только у себя в стране, но даже в остальном мире. Сейчас многие забыли, что именно Nintendo продала больше всех домашних приставок на рынке в прошлом поколении консолей. А человеком, который дал эту победу для японской корпорации, стал Сатору Ивата.