Мультипликация. Как все начиналось
Про историю аниме мы уже говорили в самой первой статье этой рубрики. А вот историю мультипликации в целом как-то упустили. Поэтому сегодня я предлагаю восполнить этот пробел и узнать много новых и познавательных фактов про мультфильмы и их создателей.
Бытует мнение, что сначала возник кинематограф, а уже потом зрители смогли увидеть мультипликационные фильмы. На самом деле этот любимый детьми и взрослыми жанр искусства имеет длинную историю.
Предпосылки возникновения анимации мы может наблюдать в трактате «О природе вещей» римского философа Лукреция, где автор упоминает приспособление, с помощью которого на экран проецируются движущиеся картинки. Много общего с мультипликацией имеет и китайский театр теней.
Книжки, на каждой странице которых изображалась определенная фаза движения предмета или человека, появились в XV столетии. Быстрое перелистывание страниц создавало иллюзию ожившего рисунка. Аппарат под названием «laterna magica» (лат. волшебный фонарь) стал использоваться актерами бродячих театров для демонстрации публике движущихся картинок в средние века. Однако это все лишь попытки людей по-настоящему оживить изображение, предыстория анимационных фильмов.
Начало эры мультипликации принято относить к 1877 году, когда французский изобретатель Эмиль Рейно продемонстрировал созданное им уникальное устройство – праксиноскоп. Картинки, нарисованные от руки, были прикреплены к вращающемуся барабану, а изображение отражалось в зеркале.
Инженер продолжал работать над усовершенствованием прибора, и в 1892 году в парижском музее Гревен зрители увидели первый мультфильм. Несмотря на то, что зрелище было беззвучным, публика восприняла изобретение с полным восторгом.
В 1977 году во французском городе Анси состоялось грандиозное празднование столетнего юбилея мультипликационного кино.
Сенсационная новинка братьев Люмьер – синематограф – на какое-то время потеснила мультипликацию, однако создание киноаппарата способствовало и дальнейшему развитию этого жанра искусства. Такой технический прием, как покадровая съемка изображений, был разработан американцем Стюартом Блектоном, однако автор изобретения не смог в должной мере оценить перспективы его внедрения.
Подхватил идею французский карикатурист Эмиль Коль. Художник, используя метод покадровой съемки, в 1908 выпустил целый мультипликационный сериал, главным героем которого стал фантастический персонаж Фантош.
Мультипликационное кино, как искусство, окончательно утвердилось после того, как американский режиссер Мак-Кей в 1914 ввел в рисованную анимацию абсолютно новый элемент – эстрадно-цирковую клоунаду (фильм «Динозавр Герти»). Вскоре появились и знаменитые персонажи-животные, первым из которых стал кот Феликс. Американскими мультипликаторами были заданы определенные стандарты создания фильмов, оказавшие влияния на всю мировое мультипликационное кино.
Основоположником кукольной анимации стал наш соотечественник балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев. Танцующих куколок в течение трех месяцев снимали на кинопленку. Интересен факт, что постоянно перемещаясь от декораций к кинокамере и обратно, Ширяев протер в паркете дыру.
На сегодняшний день мультипликационное кино остается одним из самых любимых жанров искусства детей всех народов мира и большинства их родителей. Зная наизусть сюжет многих мультиков, мы с удовольствием пересматриваем их снова и снова.