Битломания в Японии
Япония - страна, где многие веяния Запада находят свой путь и становятся мегапопулярными. Но иногда это происходит с таким явным запозданием, что можно только удивляться данному явлению. Так, знаменитая ливерпульская группа Битлз известна всем японцам. Множество молодых парней и девушек (особенно девушек) были готовы сутками ждать появления своих кумиров. Но все же основная слава у них была в 60-70е годы прошедшего столетия. Однако японцы, оказывается временами вновь для себя открывают известных британцев и начинается новая волна «битломании» в стране.
Любопытно и другое, что сама группа оказывалась в Японии всего одни раз, и произошло это в 1966 году. После этого всей четверкой они не появлялись под цветами Сакуры. Хотя уже потом, когда началась одиночная карьера, то в Токио проходили концерты согласно мировым турне.
Тогда, в далеких 60-ых, группа играла несколько своих концертов в Токио. Все выступления проходили в зале Будокан. Логично предположить, что люди тогда едва-едва могли попасть на своих любимых исполнителей. Достать билеты было практически невозможно, даже при условии того, что тогда Япония не была такой богатой страной, как и большинство граждан. Тем не менее, залы были забиты. Такая слава уже не светит ни одним ребятам, которые наигрывают свои мелодии.
Кроме прямых концертов, тогда японские компании транслировали одну из телевизионных версий группы Битлз. Думается, тогда японское телевидение имела одни из самых высоких рейтингов за все свое существование. И поэтому, нет ничего удивительного, что практически любой японец, осознанно помнящий себя в тот момент, когда четверка из Ливерпуля оказалась в стране Восходящего солнца, полюбил эту группу. Но разве их можно винить за то, что у них в молодости был хороший вкус в музыке? Тем более приятно, что волны тех, во многом забытых мелодий, иногда омывают берега Японии. И казалось бы тогда, когда следующие поколения должны одолевать новые музыкальные веяния, они находят время на такую классику.
Наверно, наш дорогой читатель, просто так и не поверит, что молодой японец все также слушает стареньких Битлов, когда занимается своими бытовыми делами или думает о личных проблемах. Однако в марте HMV Japan решило провести опрос молодых людей на предмет музыкальных вкусов. Удивительно, но большинство из них решило, что группа Битлз, которой уже порядка 45 лет нет, является одной из самых любимых на нынешний момент.
И это на самом деле целое явление, необычное и немного необъяснимое. Даже среди англичан, нет такой любви к своей группе. Единственное объяснение такой ситуации наверное лежит в том, что Япония патриархальна и вкусы детей часто формируются родителями.
Об этом смекнули и предприимчивые дельцы. И вот уже компания EMI Music Japan выпускает новую версию альбома знаменитой группы для своего японского слушателя. Как заявили руководители проекта, новая музыкальная версия состоит из всех студийных записей, но дополнительно была подвергнута и реставрированию. Таким образом, японцы получили продукт, который по максимуму избавлен от лишних шумов и дефектов.
И, как оказалось, такой подход сработал и в магазинах альбом стал хитом продаж. Любопытно и то, что наряду с вполне взрослыми людьми, львиная доля покупок оказалась на школьниках и студентах. При этом я сомневаюсь, что детей посылали родители за покупкой, ибо им лень самим идти в магазин. Другими словами, даже если мы можем не верить в проведенные опросы, то уж в цифры продаж и полученной с них прибыли не может быть никаких сомнений.
Да и в целом это явление не оказывается разовым. Как отмечают специалисты, и прошлогодний альбом также был очень даже продаваемый. Тогда альбомы «Красный» и «Синий» (оригинально, не правда ли?) оказались в ежегодном топе среди самых продаваемых.
Еще большую популярность прибавляет британской группе музей Битлз, который также есть в Японии. Частично его куратором является Йоко Оно, жена одного из музыкантов – Джона Леннона. Она же лично передала часть вещей музыканта, от чего музей стал еще более богатым по экспозициям и любопытен для посещений.
Сам музей организован так, что поделен на зоны по важнейшим этапам жизни как группы, так и Джона Леннона. А всем туристам и гостям изначально на первом этаже в кинотеатре показывают фильм о творчестве как всей четверки, так и каждого из членов коллектива.
У посетителей есть шанс позвонить Йоко Оно, ведь в холле музея стоит телефон. Он весьма старый, с круглым циферблатом и, если вы не забыли, как набирать на таких аппаратах номер, то можете попытать счастье. Правда, бывает, что и сама жена знаменитого битла может позвонить в музей. А ведь трубку при этом может поднять не только администратор, но и любой посетитель. В таких случаях она не прочь просто обсудить какой-нибудь невинный вопрос, узнать как дела, а после вежливо прощается.
Таким образом общая битломания по-японски продолжается уже не меньше 40 лет. Лично мне хотелось бы, чтобы и наша российская молодежь чаще слушала что-нибудь из подобной классики и требовала подобного качества от современных исполнителей. А иначе нас так и будут кормить всевозможным непотребством.
Фронтмен японской группы X Japan Йошики Хаяши посетит Россию>