Скрывая лик

Сегодня мой рассказ будет посвящен одному из видов театров Японии. Его с уверенностью можно считать вторым по популярности после Кабуки. Но именно с ним в первую очередь ассоциируют японское сценическое искусство. Окунемся немного в историю театра Но. Расскажу, как зародился, развивался театр и нынешнее состояние искусства. И конечно же коснемся знаменитых масок театра Но.

История появления

С момента своего появления в XIV веке он сразу был ориентирован на высшие слои Японии. Театр Но обожали при дворе сёгуната Токугавы, особой популярностью он пользовался среди самураев и высшей аристократии. Для обычных смертных он в те времена был недоступен.

Даже сейчас, если вы посетите театр Но без ощущения некой власти в своих руках, вы не получите истинного удовольствия от просмотра игры актеров. А также не забывайте, все действие на сцене тщательно зашифровано и если не знать кода, то все, что вы увидите будет простыми странными жестами и движениями.

Все эти мелкие нюансы были приобретены со временем, а не созданы сразу. С каждым столетием театр развивался, вбирал в себя опыт веков, наполнялся списком пьес, оттачивались движения и традиции.

Традиции театра Но

Традиции

На сцена театра Но, как это свойственно для японцев, царствовал полный минимализм. Здесь практически не было ничего из декораций, бутафории или прочих реквизитов, главное - это актер, его маска и его движения.

Традиции театра Но настолько глубоки, что большая часть кимоно и масок передавались от одного актера другому. В итоге, некоторым маскам сейчас насчитывается несколько сот лет. Все они были на сцене, на все смотрели зрители.

Свет в театре сфокусирован так, чтобы каждый зритель был способен разглядеть маску и ее эмоцию. Все действие происходит под пение хора, биение барабанов и другой музыкальной какофонии (именно таковой она будет казаться для большинства иностранцев).

Ситэ или основной рассказчик начинает повествовать о истории жизни Богов, духов, демонов, которые иногда даже спускаются на Землю и вспоминают о смертных (это так мило с их стороны). Среди «обычных людей» могут оказаться монахи, полководцы и воины, естественно и сёгун.

В зависимости от рассказа меняется и сама история. Если боги, то перед нами вполне возможно развернётся некий древнеяпонский миф из их жизни, а если же смертный полководец, то скорее всего нас ждет повествование о кровопролитном сражении. Чаще всего все эти рассказы очень архаичны и от того сейчас мало кем понимаемы.

Традиции театра Но

Маски

Бытует мнение, что маски в театре Но создаются уже для определенных ролей, но это абсолютно не так. Все маски участвуют в разных представлениях. При этом не стоит забывать, что выражение лица на них всегда одно и то же.

В отличие от древнегреческого театра, когда лицедей мог на сцене менять маски для выражения своих чувств, тут это практически невозможно. Как итог, настоящую игру все же показывает актер, его глубоко символичные жесты и движения. Только человек на сцене способен передать все чувства маски в театре Но, без него это просто безличностная деревяшка и не более.

Но не стоит думать, что актёр только один создает необходимую атмосферу. Тут вам и Хаяси – музыкальное сопровождение, под которое играют на сцене актеры, и Утаи – речитатив хора, задающий нужное настроение. И это не касаясь темы света и тени, которой японцы уделяют особое внимания вне зависимости от вида искусства.

Сейчас существует около 200 видов масок, каждая из них выражает свою эмоцию. Но большинство из них на первый взгляд не передают вообще каких-либо эмоций.

Основным материалом для создания масок является японский кипарис. Любопытно и то, что нет одной определенной школы театра Но, все они различны. Они используют свой опыт также по разному и те же маски с одним и тем же выражением лица часто используются для разных ролей. Несмотря на всю игру актеров, маска сама по себе выражает чистую эмоцию, и от нее уже сложно отойти. Поэтому театр Но любят те театралы, которые выступают за чистую эмоцию.

театр но

Игра актеров

Игра актеров непривычна для западного зрителя, как и суть пьес. Люди в Европе и Америке привыкли, что театр - это вещь очень реалистичная, пытающаяся соединить повествование на сцене, с происходящим у смотрящего. Собственно поэтому нынешний театр испытывает серьезный кризис актуальности.

Но тут балом правит глубокий символизм. Музыкальное сопровождение, пение хора и движения актеров должны показать, что их может разделять пропасть, при этом на сцене ничего не происходит. В традиционной одежде и в маске с трудом можно заметить движения, тем более мимику человека. Тем не менее, тут во главе угла поставлен жест. Многие жесты уже что-то означают, имеют свой язык, есть и такие, которые существуют только ради красоты.

В моменты, когда надо подчеркнуть особую драматичность ситуации, музыка и пение хора останавливается. Наступает молчание, если же вы искушены в подобных театральных постановках, то вы поймете, о чем вам хотят сказать. А для остальных это будет подобно тишине и нелепой паузе.

В основном играют актеры в специальных театрах. Если вам посчастливится оказаться на представлении, то запаситесь терпением, в среднем один спектакль длится около 4-5 часов. Однако, само по себе повествование не идет линейно, оно прерывается миниатюрами из жизни простых людей, иногда даже с танцами.

Традиции театра Но

Такие тонкости преграждают путь всем новичкам быстро влиться и понять, о чем же им рассказывают со сцены. Но для остальных театр Но - это специфический сценический жанр искусства, в котором рассказывают не о чувствах, а об оттенках чувств.

<Театр Ёсэ                                      Дворец съездов японских богов>