Мистические существа Тэнгу

Ранее в некоторых статьях на нашем сайте уже упоминалось мифологическое существо по имени тэнгу. В сегодняшней статье остановимся на нём более подробно и постараемся изложить о тэнгу максимум информации.

Зарождение легенд о тэнгу

В японскую мифологию тенгу пришёл из Китая (как и многие другие мифологические существа). У японцев тэнгу считается могущественным горным духом, владыкой и хранителем лесов. Если сравнивать его с европейскими аналогами, то наиболее близок к тэнгу будет гоблин или леший. В Ямало-Ненецком округе есть мифологический персонаж со звучным названием - тунгу. Так здесь называют дикого человека. Изображается он чаще всего худым, высоким и лохматым. Тунгу умеет быстро бегать и пронзительно свистеть (чем напоминает Соловея-Разбойника). В холодное время года тунгу набрасывает на себя шкуры, чтобы согреться.

Если говорить о самом слове "тэнгу", то буквально оно означает «Небесная собака». Корни этого названия относятся опять же к китайской мифологии, в которой есть существо со схожим именем - Тяньхоу («Небесная гончая»). По одной из легенд, однажды на Китай упал метеорит огромных размеров, а его шлейф был похож на большой хвост. Так Тяньхоу получил своё имя, а Китай получил свою легенду о могущественном горном божестве, похожего на гибрид человека и собаки, обладающего вороньим клювом.

тэнгу

В Китае, а потом и в Японии, к тэнгу относят существ, которые обитают в горах и лесах. Согласно легендам они жили отшельниками, хотя бывали случаи, когда тэнгу сбивались в стаи. Излюбленными местами обитания тэнгу являются верхушки деревьев (старые сосны или криптомерии), у которых искривлены стволы.

Внешность у тэнгу довольно специфическая - он представляет собой существо огромного роста с красным лицом и длинным носом. Скорее всего, птичьи черты своей внешности тэнгу перенял от китайского или индуистского прообраза, а возможно даже от слияния этих образов.

тэнгу

Есть у тэнгу, конечно же, и сверхъестественные способности. Например, они могут превращаться в человека, а также по своему желанию принимать облик самых различных животных. Тэнгу могут общаться с людьми, не раскрывая рта (телепатически). Также без помощи крыльев они могут молниеносно переместиться из одного места в другое. А иногда тэнгу могут посетить человека во сне без приглашения.

Тэнгу считаются покровителями боевых искусств, так как сами являются умелыми войнами. В то же время они не прочь попроказничать, например устроить подвох какому-нибудь хвастливому или заносчивому монаху. Тэнгу отличаются своим стремлением к справедливости, потому могут наказать того, кто злоупотребляет властью или знаниями для того, чтобы получить влиятельное положение в обществе или достичь славы. В прошлом тэнгу любили наказывать тщеславных и самодовольных самураев. Кроме того, им ненавистны люди с пороками и хвастуны.

тэнгу

Эти существа часто морочат и пугают путников, отправившихся в горы, своим громовым хохотом. Также они не прочь подначить лесорубов, которые отважились забрести в глубь чащи.

Появление японских тэнгу

Впервые тэнгу, как японский леший, упоминается в «Повести о дупле» («Уцубо моногатари»), которая относится к концу десятого века.

На территорию Японии тэнгу пришёл вместе с буддизмом в 6-7 веках нашей эры из соседних государств - Китая и Кореи. Немного позже, а именно в 720 году, в книге Нихон Сёки появляются записи об этих существах. Данные записи были непосредственным образом связаны с горой Курама, которая находится близ Кибунэ, и является обителью легендарного беловолосого короля тэнгу, звавшегося Содзёбо.

тэнгу

Согласно японским легендам и мифам, тэнгу происходят от Сусано-о (первородное японское божество). Упоминания об этих мифических существа можно встретить не только применительно к религиозным притчам и легендам, но и в старинных мифах о японских боевых искусствах, в частности о нинпо и ниндзюцу.

По одной из легенд, тэнгу обладали «Тэнгу-гайдзюцу-рон» (божественной техникой боя). Примечательна данная техника тем, что именно её использовали ниндзя, которые носили одежду чёрного цвета и маску, которая, кстати, называется Тэнгу-ги. Предназначение маски было в маскировке, а также устрашении врага (она придавала облику ниндзя демонические черты). О связи тэнгу и ниндзя речь пойдёт ниже.

тэнгу

К самому старинному виду тэнгу относятся Карасу. Это их живописцы изображали в виде вороно-подобных существ, имеющих человеческое тело, а также сверхкрепкие зубы, которыми они могли легко перекусить железный меч, а на закуску наконечник копья.

Ходили легенды, что именно эти тэнгу особенно тщательно оберегали леса, в которых они обитали. Они без колебаний могли порвать на части людей, которые бездумно вырубали деревья. Однако тэнгу могли поступить с такими злоумышленниками и по-другому - они похищали человека, а через некоторое время отпускали его. После пережитого потрясения такие люди становились слабоумными и в народе их называли "похищенный тэнгу" (тэнгу какуси).

Ямабуси и тэнгу

В 13 веке о тэнгу появляются новые легенды. В них тэнгу превращаются в ямабуси (горные монахи). Само слово «ямабуси» имеет значение "оседать в горах", что подразумевает под собой уединённое странствование монахов по горам и ущельям. Данные странствования уходят корнями в уникальную для Японии религию Сюгэндо. Эта религия развилась из обычая почитания и поклонения местным священным горам, которые с давних пор почитались, как места, откуда происходили или где пребывали боги-ками.

Со временем об этих горах люди стали складывать легенды, в которых нашлось место и для тэнгу. Наибольшее распространение медитации в горных районах получили в 794-1185 годах (середина периода Хэйан).

тэнгу

Отождествлять тэнгу с ямабуси стали из-за ассоциации тэнгу с горными массивами, а также магическими занятиями. Как и было сказано выше, люди верили в сверхъестественные силу этих существ и их способность превращаться в людей и животных. В свою очередь монахи ямабуси надеялись на то, что уединившись в горах и ведя аскетический образ жизни отшельника, они смогут получить хотя бы некоторые из магических навыков тэнгу. В связи с этим люди стали отождествлять ямабуси с тэнгу и начали изображать этих существ в облике ямабуси. Чаще всего тэнгу-ямабуси появлялись на людях в облике босоногого странствующего пожилого монаха, хотя легко могли принять облик женщины, мужчины или даже ребёнка.

Ямабуси являлись яростными защитниками Дхармы или по-другому учения Будды и потому наказывали любого, кто вводил в заблуждение окружающих, используя при этом религиозные доктрины. В отдельных случаях поведение тэнгу не поддавалось объяснению и было загадочным для людей, но такой была суть этих обитателей горных лесов.

тэнгу

Позже, в период Эдо, число горных монахов стало расти ещё больше, и поэтому связь «тэнгу-ямабуси» крепла день ото дня. Однако теперь ямабуси уже не занимались религией, а переквалифицировались на изгнание демонов, лечение болезней и возврат украденных вещей. Неоспоримым фактом является значительное влияние тэнгу на японские боевые искусства (кэн-дзюцу, ниндзюцу, дзю-дзюцу и др.), о чём свидетельствуют многочисленные рисунки, на которых изображены тэнгу.

Люди относились к тэнгу по-разному. С одной стороны эти существа являлись защитниками и покровителями горных святилищ. А с другой стороны, они были жестокими обманщиками и похитителями взрослых и детей, разжигателями пожаров и убийцами тех, кто покушался на деревья в лесах тэнгу.

тэнгу

Тэнгу являются обладателями довольно странного чувства юмора, а их хитрость не уступает их же надменности. Эти существа выходят победителями из схваток, благодаря своей магической силы, которой у них более чем достаточно. Также они не преминули использовать физическую или ментальную силу.

Согласно народным поверьям, в тэнгу после смерти мог превратиться гордец или человек, который не смог избавиться от злобы при жизни, а также священник, не сумевший познать истины или лжец, использовавший веру в своих корыстных целях. Причём вера в тэнгу была настолько сильна, что в 1860 году им даже отправили официальную просьбу об освобождении провинции, через которые ехал сёгун.

Тэнгу и боевые искусства

Как уже отмечалось выше, тэнгу были непревзойденными мастерами боевых искусств. Несмотря на свой сложный характер, порой тэнгу делились с обычными людьми своими познаниями о боевых искусствах. В последствие различные самураи, войны и основатели школ боевых искусств утверждали, что получили свои знания и советы от тэнгу. Порой это случалось во сне (как уже упоминалось выше, тэнгу могли посещать людей во сне), а иногда во время добровольных странствий в горах.

тэнгу

Во время именно такого восхождения в горы Муша-шуге один из величайших войнов Японии по имени Минамото-но-Йошитсуне освоил искусство обращения с мечом. Причём он овладел им настолько хорошо, что будучи ещё совсем молодым, смог победить монаха-война Бэнкея в Храме Курама-дера. Вполне возможно, что этими знаниями Мусаши обязан тэнгу. И наверное поэтому молодого Минамото Мусаши называли "маленьким тэнгу" (прозвище было дано за то, что Мусаши стал победителем в более чем 60 дуэлях).

Морихэй Уэсиба, являющийся основателем школы айкидо очень любил одну легенду: глава клана Минамото по имени Йошитомо был разбит армией клана Тайра и сам погиб в бою. Его сыну Усикаве-мару жизнь сохранили. Когда мальчику исполнилось 7 лет, его отослали в монастырь, находящийся недалеко от Киото, на горе Курама. Там его воспитывали буддийские монахи и чувствовать себя он мог в полной безопасности.

Однако мальчик думал лишь о том, как отомстить за смерть отца. Так, Усивака-мару стал по ночам сбегать из монастыря, чтобы тренироваться фехтовать. Причём выбрал для этого занятия он жуткую Долину Сёдзё, куда даже днём солнечный свет проникал с огромным трудом, из-за густых зарослей кедров и елей. Его врагами были толстые стволы деревьев, на месте которых мальчик представлял войска Тайра. Всю ночь он колотил их своим мечом-веткой.

тэнгу

И вот однажды в вечернее время перед Усивака-мару из тьмы возник ямабуси довольно странного вида, который предложил парню обучиться секретам фехтования. Усивака не раздумывая ни секунды промолвил: «Давай начнем прямо сейчас!». И тут же бросился атаковать ямабуси, но так и не смог ни разу его даже задеть. После этого парень более учтиво попросил монаха обучать его.

С того дня еженочно Усивака-мару получал важнейшие уроки по фехтованию у мастера Сёдзё-бо и его стаи тэнгу. Благодаря такой усиленной подготовке, к 12-ти годам парень мог тягаться даже с самым сильным тэнгу. Это значило, что Усивака-мару был готов покинуть своего учителя и горы.

тэнгу

Далее, как повествует легенда, Усивака-мару побеждает громадного монаха Бэнкэя, при этом проявив себя, как один из сильнейших японских войнов. И с тех самых пор все великие мастера воинских искусств следовали примеру Усивака-мару и обучались фехтованию у тэнгу.

Тэнгу и ниндзя

Тэнгу-гэйджутсу-рон (“Божественная техника Тэнгу”) происходит от монахов-войнов ямабуси, которые странствовали в горах от монастыря к монастырю. Данная техника использовалась войнами тени (ниндзя), что придавало ей ещё большую таинственность. Маска, которую носили ниндзя, была чёрного цвета и называлась тэнгу-ги. Маска закрывала почти всё лицо, поэтому делала ниндзя менее заметными в темноте и при этом придавала войнам дьявольские черты. Теперь вы сами можете понять, насколько тесно искусство ниндзюцу было связано с тэнгу.

ниндзя

Ниндзя представляли собой другую культуру, а именно другой тёмный мир. Олицетворением этого мира были уединённые лесные молельни, храмы миккё и, конечно же, культ ночи, темноты, чёрного, а также тесная связь с культами гор и мистическим учением сюгендо. Непревзойдённое военное мастерство и сила ниндзя приписывались тесному общению войнов тени с Марёку - тёмными силами, демонами-они, бесами-юрей и собственно оборотнями тэнгу. В свою очередь ниндзя старались всячески поддерживать данные суеверия, потому что это рождало страх в глазах противника и это становилось ещё одним оружием в руках войнов тени.

Шло время и среди людей стали появляться новые легенды о ниндзя. В них говорилось, что тэнгу являлись предками ниндзя и, что они передали потомкам свои демонические силы и умения. По другим легендам ниндзя имели связь с сюгендзя-адептами, которые практиковали учения о сверхъестественном. Адепты обучали ниндзя плавать в ледяной воде и ходить по огню, не обжигаясь, а также спать на снегу и даже управлять погодой.

Считалось также, что войны тени умеют призывать на помощь духов-ками и использовать их силу. Самураи же считали, что ниндзя способны летать на облаках, останавливают время, читают мысли противника и способны становиться невидимками.

ниндзя

Вообще о ниндзя известно не столько уж много, потому как письменных источников с содержанием сокровенных секретов войнов тени, практически нет. Именно поэтому войны-невидимки до сих пор остаются загадкой перед исследователями восточно культуры.

Само слово ниндзя образовано от японских "нин" - тайный и "дзя" - личность (таинственный человек). Иногда можно встретить другое упоминание - синоби ("прячущиеся"). Ещё реже встречалось китайское упоминание ниндя - "линь куэй", что означает "демоны леса". Считалось, что они являются обладателями нечеловеческих сил, достичь которых можно с помощью мистической практики сюгэндо (поиск духовных и мистических возможностей, достигаемых через аскетизм). Здесь опять же идёт отсылка к ямабуси, о которых было подробно рассказано выше.

Ямабуси практиковали учение о полном слиянии человека с природой. Во времена своего зарождения школа ниндзюцу вообще не имела ничего общего с военными организациями, ни по идеологии, ни по методам подготовки. Но со временем ниндзюцу претерпело серьёзные изменения.

ниндзя тэнгу

Наверное мы уже никогда не узнаем о том, что в легендах о ниндзя было правдой, а что ложью. Однако связь войнов ночи и тэнгу считается неоспоримой и подтверждается множество легенд.

<Пиноккио из японских легенд

Пожиратель кошмаров Баку>