Киберпанк: Бегущие по краю / Cyberpunk: Edgerunners
Жанр киберпанка зародился на Западе, но полноценно стал раскрываться только вместе с развитием аниме. Японские режиссеры и сценаристы создали немало культовых произведений, рассуждающих на тему компьютеризированного будущего. Но уже к началу 21 века киберпанк перестал быть популярен, а редкие сюжеты уже не привносили ничего нового. Поэтому так был любопытен проект от студии Trigger - Киберпанк: Бегущие по краю (Cyberpunk: Edgerunners).
Анонс проекта на стриме CD Projekt RED были воспринят сдержанно. Тогда для всех было предпочтительнее узнать что-то новое о выходящей игре. Поэтому было удивительно узнать этой осенью о тех высоких оценках, что поставили представители прессы и развлекательных ресурсов новому аниме. Некоторые успели назвать новый сериал лучшим аниме 2022 года, а другие эталоном жанра киберпанка. Но так ли это на самом деле?
Сюжет
Найт-сити – настоящий город будущего, где вся власть сосредоточена в руках корпораций. Пока богачи сидят в безопасности на верхних этажах небоскребов, на грязных улицах банды делят между собой территорию и воюют с полицией.
Молодой Дэвид Мартинес с восторгом подростка следит за последними новостями, регулярно покупает воспоминания мертвых бандитов и киберпсихов. Однако сам он пользуется только самыми дешевыми имплантами и бесплатной прошивкой из-за бедности.
Возможно, парень пошел бы в какую-нибудь уличную банду, если бы не его мать. Работая в медицинской службе, она пытается дать сыну надежду на лучшую жизнь. Все ее средства уходят на уплату обучения Дэвида в престижной школе, где учатся дети корпоративных боссов. Конечно, не всей «золотой молодежи» нравится такое соседство, поэтому они регулярно пытаются принизить заслуги героя.
Все так бы и продолжалось, если бы в один момент не случилось несчастье. Мать Дэвида попадает в автомобильную аварию и умирает. Парень остается полностью один, у него нет никаких сбережений, и каждый день приходят новые уведомления о задолженностях по кредитам и аренде за жильё.
В этот непростой момент он находит в куртке своей матери военный имплант без маркировки. У Дэвида появляется план: установить его и воспользоваться своими новыми талантами в криминальном мире Найт-сити. Но куда приведет этот путь?
Впечатления от просмотра
"Киберпанк: Бегущие по краю" оказывается в ловушке завышенных ожиданий. Это даже не вина самого произведения, а критиков и журналистов. Именно они писали хвалебные статьи, расхваливая каждый аспект сериала. Однако при просмотре, ты понимаешь насколько все это не соответствует реальности. И тут приходится либо закрывать глаза на все проблемы аниме, либо начинать разочаровываться с каждой последующей серией. Можно только позавидовать тем, кого обошла та информационная шумиха, что окружала "Киберпанк: Бегущие по краю".
Так в чем же я вижу проблемы сериала? Самое очевидное – обрывистость и скомканность повествования. В аниме есть сюжетные линии, которым оформили начало, а потом про них просто забыли.
В середине сезона происходит существенный тайм-скип, который существенно меняет не только расстановку сил в уличной банде, но и характер главного героя. Нет никакого объяснения для зрителя, каким образом все пошло именно таким путем.
Достаточно посмотреть первые серии и проследить за конфликтом Дэвида с богатыми одноклассниками. Есть классические ходы, когда сначала школьники не принимают героя, избивают его, потом он находит в себе силы отомстить, а дальше это перерастает в еще больший конфликт. В "Киберпанк: Бегущие по краю" этого последнего этапа нет. Мы получаем только то, что герой отомстил, и на этом вся сюжетная линия заканчивается и нет никаких последствий.
Кто-то скажет, что такая сцена показывает рост возможностей персонажа. Но с этим отлично справляются многие другие сцен, например, с воровством чипов в метро. Вместо невпечатляющей драки со школьником, лучше оставить время на раскрытие других героев.
И это вторая проблема "Киберпанк: Бегущие по краю". Хотя Люси и Ребекка действительно понравились многим зрителям, сами образы оказались шаблонными. Сценарист только сумел придумать очередного не по возрасту сверхталантливого нетраннера. И уже каждый опытный зритель начинает понимать, что в ее истории появятся тайные эксперименты над детьми.
Что же тогда с главным героем? Первые серии аниме, связанные со смертью матери Дэвида, действительно хороши. Они позволяют проникнуться и понять персонажа. Он действительно в сложной ситуации и пытается выбраться из нее. Даже вся линия с его изначальным пацифизмом и принятием оружия выполнена на достойном уровне, хотя сценарные ходы и типичны.
Проблемы начинаются после тайм-скипа. Учитывая произошедшие события в середине сезона, не понимаешь почему Дэвид выбирает такой путь улучшения себя. То, что он увидел, большинство людей бы отпугнуло.
Главный герой решается на повторение пути, который его заведомо уничтожит. А сам сериал не забывает лишний раз напомнить зрителю, что Дэвид очень талантливый и умный парень. Но ни одно его решение таковым не выглядит.
Чего у "Киберпанк: Бегущие по краю" не отнять, так это стиля и рисовки в боевых сценах. Все выглядит сочно, хорошо передается адреналиновость перестрелок и особенно киберпсихоз. Но если вы плохо реагируете на быструю смену ярких цветов, то будьте осторожны.
Что касается обнаженки, да – она есть. Но не ждите от нее какой-то эротичности, напротив, все тела показаны буднично и вряд ли вызовут какие-то чувства. Но это так и запланировано.
Стоит ли смотреть
После всего высказанного, можно решить, что "Киберпанк: Бегущие по краю" не нужно смотреть. Но на самом деле, моя главная цель понизить ваш градус ожидания от сериала. На всех сайтах у этого аниме стоят 8-9 баллов, поэтому ожидаешь получить шедевр в жанре киберпанка. Но вместо этого студия Trigger сделала хороший анимационный боевик на один вечер. Фанаты игры Cyberpunk 2077 получат большое количество отсылок, что улучшит их опыт просмотра.
<10 лучших аниме студии Гибли, выбранных японскими фанатами из разных возрастных групп