Меч Воина
Мы так часто говорили о самураях и ниндзя, но совсем забыли об их основном оружии для нападения и защиты – Мече. Спроси любого: «Как называется оружие самурая?». И тот ответит: «Катана». Но мало кто знает, что по сути, это общее название для всех видов холодного оружия японцев. А если разбираться, то окажется, что названий у всех подвидов множество и даже у каждой части меча есть своя терминология. Если вы хотите об этом узнать подробней, то этот материал, очевидно, будет для вас.
В Японии есть настоящий культ меча и пошел он из давнего прошлого страны. Вообще, если говорить честно, то какое-либо оружие всегда было отличным символом своего народа. В Египте это был медный топорик и плеть, в Македонии — Сариса (длинное копье), в Риме – гладиус, на Руси – топор и серп, а вот японцы выделили именно катану. И как все народы, есть свое мифическое объяснение этого факта. Должен ли я рассказать его? Непременно.
Японцы выделяли «Три Священных Сокровища»: Яшмовое ожерелье, Священное зеркало и Меч. Оставим до лучших времен рассказ о первых двух предметах женской сумочки и поговорим о вещи сугубо мужской, если вы не героиня-школьница из аниме.
Клинок ассоциируется с весьма обычными понятиями: душа, доблесть, честь и храбрость. Самурайские династии передавали его от отца к старшему сыну. Тут было и практическое решение, ведь в средневековье было не так много металла и купить меч http://bsmith.ru/catalog/ было не так то просто.
Синтоисты также относят самурайский меч к своим символам и перетекло это из более древних религий и верований. По мнению японцев, именно меч должен быть символом божества, который несет в себе чистоту и ценность. Согласно другим источникам, первый меч был создан и подарен богиней Солнца своему внуку. Тот же с помощью этого орудия на земле должен был вершить справедливость и правление. Как по мне, это странное оружие для справедливости.
Легенда о кузнеце Амакуни
Другая легенда касается непосредственно появления катаны. По сказаниям, когда-то давно, а именно около 700 года в провинции Ямато жил кузнец Амакуни, а с ним его семья. Стоя возле своей мастерской, вместо того, чтобы работать в ней, он наблюдал за солдатами императорской армии.
И вот мимо них прошел светлейший, но он почему-то не сказал ни слова в пользу созданного оружия кузнецами. Тогда Амакуни обратил внимание на орудие воинов. Оказалось, что многие мечи не выдержали накала битвы и оказались сломаны. После этого стало ясно, почему император не захотел говорить с кузнецом. Однако тот, видимо, был очень гуманным, ведь за такое кузнец мог бы проститься со своей головой.
Как настоящий мастер, Амакуни решил исправиться и сделать оружие, которое будет очень сложно сломать. Он, в первую очередь, взял те клинки, что уцелели после битвы, и начал их внимательно осматривать. Он выяснил – многие из целых мечей имели качественный материал и закалку. После всего этого, он и его сын семь дней молились синтоистским богам.
Но только потом они одумались и решили работать. И вот через 15 дней упорных проб и ошибок, кузнецы появились со странными мечами с загнутой формой и острой кромкой с одной стороны. Тогда все сочли, что Амакуни сошел с ума. Но наступила весна, а вместе с ней и очередная война. И вот император, когда возвращался с битвы воскликнул в сторону кузнеца: «Амакуни, ты настоящий мастер в изготовлении мечей. Ни одного твоего меча не сломалось в этой битве».
Именно эту легенду вам расскажут кузнецы из провинции Ямато. Наверное, в каждой префектуре расскажут эту легенду, но в их версии Амакуни будет жить именно у них.
Особенности настоящего самурайского меча
Настоящий самурайский меч вы не сможете приобрести в ближайшем оружейном магазине, хотя, конечно, там есть неплохие боевые модели, но до истинных орудий самураев им очень далеко. Тем более, вы не сможете их приобрести в сувенирных лавках, которые активно любят продавать стилизованный китайский ширпотреб. И главная проблема в материальном положении каждого из нас, а вовсе не в географии производства клинков. Только одно лезвие может стоить как пару полноценных Мерседесов А-класса и это при условии, что вы сторгуетесь с мастером.
Есть четыре черты, которые отличают самурайский меч от всех остальных:
- Всегда применяется сталь для клинка, другие металлы противопоказаны.
- Только одна сторона заточена.
- Небольшой изгиб по V-образной траектории.
- Легендарная закалка и заточка металла.
И вот мы подошли к понятию о классификации самурайских мечей. Она с одной стороны легка, а с другой не так уж и проста. Легка, потому что в них мало сложных формул и она будет понятна любому. Сложна же, потому что их существует несколько и иногда они могут противоречить друг другу. Поэтому, дорогой читатель, не удивляйтесь несоответствиям.
Классификация японских мечей по длине
Самые длинные мечи называются Дайто. У этого экземпляра длина только одного клинка составляет чуть больше полуметра. Но длина может быть и гораздо больше, если вы можете вспомнить Сеферот из Последней Фантазии 7, то это его меч подходит под категорию Дайто. В реальности ограничения в длине были только в физических данных мечника и его умственном здоровье.
Средний меч носит название Ваказаши. Его длина будет от 30 до 60 сантиметров или если переходить на японскую меру длины: 1-2 шаку. Любопытно, что этот меч был излюбленным оружием не только самураев, но и простых людей. Дело в том, что самурай всегда носил с собой два оружия. Обычно это был Дайто и Ваказаши. Второй являлся вспомогательным оружием и пользовались им крайне редко. Все остальные не имели право носить два клинка с собой, а также не могли брать в руки Дайто. Вот и получается, что Ваказаши использовали все остальные.
Самый малый меч — это Танто. Его длина не больше 30 сантиметров или одного шаку. Вокруг этого клинка существует два основных заблуждения. Первое в основном у иностранцев: Танто – это нож. На самом деле он является полноправных холодным оружием. Второе: Танто – меч для харакири. Тоже в корне неверное заявление, для данной процессии существует специальный нож. Пошло это заблуждение оттого, что в полевых условиях обычно редко доходило до церемониала и солдат совершал ритуальное самоубийство наиболее удобным орудием.
Пользовались Танто в основном женщины и торговцы. Он был удобен тем, что его легко спрятать и он не очень много весит.
Составные части самурайского меча
На этом самое простое заканчивается, теперь переходим к более сложному. Поэтому, если вы даже визуально не можете представить, как выглядит самурайский меч, то лучше дальше вам не читать. А остальные, переходим к классификации по составным частям клинка.
Если говорить просто, то самурайский меч можно разделить на две части: лезвие и рукоятка с внешней отделкой. При этом именно лезвие будет самым сложным в изготовлении и рассмотрении оружия. Именно лезвие не меняется в фамильных клинках, а рукоять меняется гораздо чаще, чем это показывают в кино.
Острие меча называется Киссаки. Оно, пожалуй, одно из самых важных составных частей оружия, особенно в битве с врагом. Именно с этим элементом лезвия всегда возникали большие сложности в работе. Этим японский меч и отличается от большинства другого оружия, созданного в средневековье. В те времена, редко какой меч или топор в Европе можно было считать острым. Скорее они были тупыми, а враг умирал не от ран и кровотечения, а от переломов. С тем же успехом, любой из нас мог взять арматуру и считать его холодным оружием.
В это же время появляется японский самурайский меч, острый как лезвие опасной бритвы. Именно в нем сплотилась вся сложность в ковке и шлифовке клинка. Удивительно, но при создании формы и рисунка закаливания острие может значительно отличаться от всего остального лезвия. Кроме того, и сама форма лезвия может быть различной формы.
Если разделять виды острия меча на возможные виды, то их всего два: Фукура-Курреро и Фукуру-Тсуку. Первый представляет собой прямолинейное лезвие, а второй уже изогнутое острие. Оба из вариантов могут быть на мечах всех размеров, несмотря на их изначальное предназначение. Однако, использование прямолинейного острия делает наконечник более хрупким. Но надо понимать, что обычный человек вряд ли за десяток лет сломает даже его.
Кроме того, острие условно можно разделить на размер и форму. В этом случае мы будем иметь дело с 4 видами конца меча. Маленькое острие обычно у клинка с узким лезвием и называется Ко-Киссаки. Средних размеров – Чи-Киссаки. Вообще, окончание Киссаки будет во всех названиях. Поэтому длинный будет О-Киссаки. А когда японцы впервые увидели, что острие может быть не только очень длинным, но еще и изогнутым, то они воскликнули – Икари-О-Киссаки.
Но все это мелочи по сравнению с тем, сколько видов линий закаливания у острия наконечника меча существует в Японии. Нужно понимать, что любой меч всегда отличается от другого, нельзя сделать два одинаковых холодных орудия. Однако, если брать в расчет Европу в Средние века, то там технология и линия лезвия (его можно так назвать?) была приблизительно одинаковой, за редким исключением. В Японии все иначе. Тут мы имеем в наличии следующие линии закаливания, в японской терминологии Боши:
- Если вы видите линию похожую на большую дугу, то это — О-Мару.
- В случае же, когда линия тоже дугой, но меньше, будет называться Ко-Мару.
- Классическая форма, которую можно чаще всего наблюдать, носит название Дзиро.
- Часто можно еще наблюдать небольшой захлест по линии, а вот если меч без него, то перед вами Яки-зуме.
- Первый из самых красивых узоров, для меня, это волнистый Мидари-Коми.
- Второй же будет называться Каеи.
- Когда линию закаливания сложно увидеть, то перед вами Ичи-Маи.
- А далее идут разные виды захлестов в узоре, когда он прямой, то Каери-Тсуюши .
- Большой — Каери-фукаши.
- Маленький — Каери-асаши.
Про стандартную кромку, которая должна разделять острие от основной части лезвия, по сути, сказать мне особо нечего. Просто скажу вам, как это называется по-японски - Екотэ.
Любой клинок, который имеет заточку, имеет и разделительную линию по всему клинку. Она отделяет режущее лезвие от более массивной и тупой части клинка. Имеет название эта линия – Шиноги. Правда, если у меча клинообразное сечение, то Шиноги можно и не обнаружить.
Собственно разделяется Шиноги на два типа, по тому, где эта линия располагается. Если режущая часть весьма глубоко расположена в клинке, то это Шиноги-такаши. Ну а если нет, то — Шиноги-хикуши.
Что же касается не режущего бокового основания меча, то он несет на себе основную эстетическую нагрузку. Японские мастера называют его Шиноги-дзи. Никаких негласных законов, которые хоть как-то регламентируют его внешний вид, не существует. Все зависело и зависит от личных предпочтений мечника, а также того угла заточки, что использовал мастер. При этом практически всегда на Шиноги-дзи наносили кровосток, орнамент, узор или надпись на Кандзи и Бондзи.
Среди всех видов украшения, только у кровостока было практическое применение в бою. Сами войны любили и любят их до сих пор, за то, что после того, как проткнуть противника мечем, то по этому желобку, который расположен по всей длине лезвия, начинает стекать кровь и не очень пачкается клинок. Но данное их применение весьма сомнительно, однако оставим это на совести самураев. А вот кузнецы на самом деле с помощью кровостока облегчали меч и придавали дополнительную прочность конструкции.
Есть и основная линия закаливания для всего остального клинка, а не только острия. Тут уже не буду перечислять их виды, так как их существует более 30 видов. Кроме того, описать, как выглядит, например, Дзюка-чодзи (он же двойной цветок клевера) я решительно не понимаю. Поэтому обойдемся более общей информацией об Яки-ба, благо и ее немало.
Удивительная черта японского клинка в том, что закаливается лезвие в разных местах. Если рассматривать меч, то из-за такого метода работы с металлом, цвет будет неоднородным, от более светлой у самой рукоятки, до более темного к острию, и как раз из-за того, что ниже она закаливается и шлифуется гораздо больше. Конечно, это сказывается из-за характера и манеры битвы один на один. Там действительно основная нагрузка оказывалась на нижнюю часть лезвия и мельчайшая трещина могла решить судьбу мечника.
При шлифовке металла всегда возникает уникальный рисунок клинка. Но не стоит путать этот рисунок, который получается только через качественную закалку, с имитацией на современных мечах. Не забывайте, что именно линия закаливания придает ту самую неповторимую красоту японскому клинку. И качество Яки-ба будет определяющим в состоятельности японского меча.
Если взять в руки такой клинок (а брать его надо очень осторожно, вы ведь не хотите лишиться пальцев?) и посмотреть его под углом к солнечному свету, то скорее всего, вы увидите между режущей кромкой и Шиноги-дзи небольшую туманную белую линию. Она имеет даже свой термин Ниои и всегда должна совпадать с линией закаливания. При этом, если мастер настоящий виртуоз своего дела, то Ниои будет очень сложно обнаружить, но она есть (как суслик).
Если рассматривать узор линии закаливания в общем, то получится, что любой рисунок можно присвоить к одной из двух групп: прямой и волнистый. Как я уже писал выше, описать все виды, которые есть в Японии у мечей, практически невозможно, тем более, с учетом того, как часто мастера смешивали в одном оружие сразу несколько узоров.
И надо развеять одно заблуждение. Многие думают, что рисунок всегда принадлежит к символу кузнеца, на самом деле это не так и никаких «семейных» технологий в создании рисунка не существует в реальности.
Не стоит забывать, что любой японский меч всегда имеет характерный изгиб. При этом изогнутость может быть малой и большой, однако разница между углом виража лезвия не будет сильно разниться. Чаще всего верхняя точка изгиба находится точно посередине клинка. Именно их и наблюдают чаще всего зрители фильмов о самураях, а называются они Тории. Любопытно, что ровно также называются ворота перед входом в синтоистский храм. Существует еще старые школы по ковке оружия, например, Старая Школа Бизен, здесь изгиб меча находится значительно ближе к рукоятке. Если перед вами именно такой клинок, то это коши-зори или бизен-зори.
Сейчас же переходим к самому красивому и к тому, на что больше всего обращают внимание простые зрители, как например я, или большая часть читателей. Основные части меча, которые можно отнести к внешней отделке: гарда, рукоять, ножны.
Часто, даже у богатых семей, меч не был дорого украшен серебром и золотом, отдавалось предпочтение более удобным и долговечным материалам. Поэтому окончательно судить о принадлежности оружия к какой-либо семье только по внешнему виду не всегда будет правильным решением. Исключением являлся Сегун и ближайшие вельможи.
Для начала рассмотрим ножны для меча. Каждый из нас знает, что ножны — это предмет защиты война от собственного оружия. Они отлично предохраняют ноги, нижнюю часть живота и спины от глубоких порезов во время передвижения. Если же вы нашли или увидели меч самурая в ножнах, сделанных из металла, то знайте, перед вами оружие в лучшем случае XIX века. До этого времени всегда ножны делались из дерева.
Но не надо обманываться внешне легкой конструкции ножен. Внутреннюю часть делали из видов очень прочного дерева, в других же случаях она выстилалась рогом быка. Внешняя же оболочка делалась из декоративного дерева, потом покрывалась лаком. Если самурай был более состоятельным, то еще украшался драгоценным металлом или камнями.
В ножны часто помещали не только сам меч, но и вспомогательные инструменты. Например, в дополнительной полости ножен располагали Козуку (небольшой вспомогательный нож), толстую спицу – Когами или палочки для еды Вари-баши (вот это самое милое). Эта деревянная полость находилась между Хабаки и Куригата, где пропускали прочную нить.
А теперь переходим к самой любимой вещице большинства коллекционеров – гарде. Японцы ее обычно называют Цуба. Это предмет для защиты руки, чтобы она не соскальзывала на лезвие, если мечник втыкал меч в что-то твердое, с силой и со скоростью. Вот ее как раз чаще всего делали из металла. Украшение ее было вопросом самого мечника, но никто бы не посмотрел косо на воина, если бы у него увидели обычную Цубу, только с клеймом мастера. Единственное, что про украшении надо знать, это то, что тыльная сторона всегда была менее украшена, чем лицевая.
Но клинок не вставлялся просто в цубу и рукоятку, перед гардой всегда располагали хабаки. Это металлическая пластина с отверстием специально для лезвия и шероховатой поверхностью. В нем и находился клинок, почему он и не выпадал при использовании. Чтобы хабаки держался хорошо в цубе, а цуба с рукояткой, между ними вставляли небольшие металлические круглые пластинки – Сеппа.
Переходим теперь к самой рукоятке, другое название которой Тсука. Обычно на основание лезвия надевалась рукоятка из дерева. Конечно же никакое дерево не смогло долго выдерживать нагрузки и, чтобы оно не рассыпалось в щепки, использовались металлические кольца. Их одевали на деревянную основу и они всегда были по размеру вплотную к размерам рукоятки. После конструкция обтягивалась кожей ската или акулы, а дальше шла тесьма из шелка, кожи или ткани. На тыльную сторону рукоятки надевалось кольцо, называется оно кашира. Этот предмет часто украшался узорами или его украшали металлом и камнями. Их также любят коллекционировать.
Любопытно, но иногда Танто (короткий меч) могут не иметь на рукоятке оплетки. Этот вид называется Хари-менуки или Уки-менуки. Но если учитывать, что пользуются им крайне редко и чаще для самообороны, в этом нет ничего удивительного.
Сама же рукоятка наверно не имела такой ценности, если бы не ее орнамент – Менуки. Очень часто по обе боковые стороны изображают различных мифических существ, животных или узоры. Вариаций может быть множество и сделаны они могут быть из различных материалов. Те, кто целенаправленно собирает мечи, показывают до нескольких тысяч различных изображений. При этом, ножны также являются продолжением этого рисунка и оттого некоторое оружие становится настоящим произведением искусства.
В этом материале я постарался как можно более кратко рассказать о самурайском мече. Есть еще множество мелочей и нюансов, но все их просто невозможно уместить в одной статье. Надеюсь, если вам понравилась приведенная информация и заинтересовала, то вы уже самостоятельно начнете узнавать все больше нового о культуре средневековой Японии.