Часы японской Императорской армии времен Второй мировой войны. Часы камикадзе

Если история военных часов, использовавшихся на европейском фронте, более или менее известна, то про часы японской армии до 1945 года достаточно мало информации.

В отличие от Германии и союзных с ней государств, которые использовали свои наручные часы и часы швейцарских производителей, Япония не могла снабжаться импортными часами, так как находилась под санкциями и была изолирована в Тихом океане.

Seikosha (Сейкоша) – часы военных лет

Падение Японской империи во время Второй мировой войны это глубоко трагичная, но в то же время неотъемлемая часть истории 20-го века. Это время также является малоизвестной стороной компании Seiko и ее огромной роли в истории японских военных часов, проходящей через все ключевые моменты войны в Тихом океане, начиная от Перл-Харбора, битвы за Окинаву и смертоносных атак летчиков камикадзе.

В те годы, компания Seikosha (в настоящее время Seiko) была единственной японской часовой компанией. Часы производились на мощностях производственного подразделения Daini Seikosha (в настоящее время Seiko Instruments), которая к 1938 году выпускала до 1,5 миллионов механических часов в год. Благодаря своим размерам, мощности и авторитету, была также производителем часов по специализированным военным контрактам.

Несмотря на то, что в 1943 году, часовой завод в Токио был разрушен в результате воздушных налетов, основное оборудование, станки и сотрудники предприятия, были заблаговременно эвакуированы и рассредоточены в различных регионах Японии (Кирю, Тояма, Сендай, Сува). Производство часов для армии Японии не остановилось и было продолжено.

Наручные военные часы армии Японии до 1945 года

Военные наручные часы были выполнены в распространенном для тех времен дизайне, в классическом полевом стиле. Циферблат имел надпись Seiko и один из трех логотипов армии Японии.

Отличительная особенность этих часов – дополнительный двойной корпус, предназначенный для защиты от ударов, воды и пыли, достаточно редкое решение для того времени.

Наручные часы имели небольшой размер в 30 мм, хорошо читаемый белый циферблат с крупными арабскими часовыми метками, вороненные часовые и минутные стрелки, малую секундную стрелку, дополнительную красную шкалу в разметке на 24 часа и крупную, удобную заводную головку. В часах использовались часовые механизмы на основе разработки 1913 года Laurel на 12 камнях или Seikosha тип 8/9/10.

Наручные часы для Сухопутных войск с логотипом пятиконечной звезды.

Часы для Военно-морского флота с логотипом Якорь.

Часы для инженерного состава Военно-воздушных подразделений обозначались логотипом – Цветущая сакура. Для улучшения видимости в ночное время, отдельные модели часов имели стрелки заполненные радием.

Часы с военной символикой не продавались гражданскому населению, использовались в качестве военного снаряжения и экипировки. Сведений об общем количестве выпущенных часов и каталогов не сохранилось, так как поставка часов в военные подразделения происходила напрямую с производственных предприятий Seikosha. Оформление часов после 1943 года из-за нехватки комплектующих не носило обязательно стандарта.

Авиационные бортовые часы Тип 93/Тип 100

Существует два основных типа механических авиационных часов Seikosha - Type 93 (две стрелки и дополнительная малая секундная стрелка в разных положениях) и Type 100 (часы с тремя стрелками). Были разработаны и использовались, как авиационные бортовые часы для всех типов самолетов и для всех японских производителей авиационной техники: Mitsubishi, Kawasaki, Nakajima, Kawanishi и т. д.

Использовался простой и одновременно надежный часовой механизм Seiko Type 19. Первоначально он был разработан в 1929 году и применялся в официальных часах Министерства железнодорожного транспорта Японии. Он оказался настолько успешным, что производился с доработками до 1971 года. Часовые механизмы, сделанные во время войны, были более простыми в производстве, с минимальным уровнем отделки, сказывалось нехватка времени и материальные ограничения.

Корпус часов диаметром 55 мм (без учета ушек крепления) был сделан из латуни и покрыт черной краской, механизм использовался на 7 или 9 камнях, заводная головка была выведена вперед и располагалась в нижней части часов. Циферблат черного цвета с разметкой на 12 часов. Индексы 3,6,9,12 имели покрытие радием, остальные индексы, возможно, имели покрытие краской на основе фосфора. В верхней части имелась надпись иероглифами - 日寺 (Время).

На фотографиях экипажей времен войны видно, что многие пилоты носят авиационные часы Seikosha, подвешенные на шнурах на шее. Дело в том, что на заре воздушной авиации в 20-40 годах прошлого века, как весь самолет, так и кабина пилота были подвержена сильным механическим вибрациям и выход приборов из строя был достаточно большой и частый.

Ключом к безопасной воздушной навигации, стало оснащение пилотов дополнительными часами, которые дублировали бортовые часы и компас, в случае выхода их из строя.

Карманные механические часы

Механизм, внешний вид циферблата и размеры карманных часов полностью совпадают и соответствуют параметрам бортовых авиационных часов Сейкоша типа 93/100. Существует мнение, что основная часть карманных часов, выпускалась уже после войны, где использовались оставшиеся складские запасы, а также циферблаты и механизмы, снятые с бывших боевых самолетов.

Наручные авиационные часы Seikosha Tensoku (Часы камикадзе)

Изначально предназначались для военно-морской авиации, для пилотов палубных штурмовиков Mitsubishi A6M Zero. Это самые известные японские военные часы, их еще называют «Часы камикадзе». Впервые были выпущены в 1940 году и являются воздушными навигационными часами.

Характерной чертой оформления Seikosha Tensoku является внешний рифленый безель и вращающаяся внутренняя шкала, по которой засекалась отметка о начале полета. Использовался механизм Tupe 19 в двух вариантах: на 15 камнях и более поздние версии на 9 и 7 камнях. Авиационные часы имели большой корпус диаметром 48,5 мм, черный циферблат с арабскими цифрами, где отметки 3,6,9,12 были покрыты радиевым составом.

Существуют разные варианты оформления данной модели, что говорит о сложности производства в военное время, но все они были спроектированы с учетом наглядности и простоты управления. Крупногабаритная заводная головка и вращающийся безель с насечками, позволяли летчику управлять часами в полете, не снимая перчаток.

Очень немногие часы Tensoku пережили войну и дошли до нашего времени, так как использовались летчиками камикадзе во время самоубийственных таранов. Информации о производственных количествах и каталогов не сохранилось. На данный момент являются коллекционной редкостью.

Воздушные подразделения специальных атак (Kamikaze Tokubetsu Kougekitai)

Эскадрильи камикадзе формировались на добровольной основе. При рассмотрении заявления из списков, как правило, но не всегда, исключали кандидата, если это был единственный сын в семье, а также имеющего жену и ребенка.

Дополнительное обучение пилотов добровольцев тактике, стратегии и маневрам смертоносных воздушных атак и ударов проводилось по разработанным и продуманным схемам, учитывающих противовоздушную оборону и радары противника, погодные условия, тип морского судна, использование отвлекающих маневров, как одновременно группой самолетов, так и отдельными воздушными самолетами. Они изначально тренировались как пилоты-камикадзе, им пришлось принять и смириться со своей судьбой, в то же время, понимая, что эта война и эта битва будет проиграна.

Первый боевой вылет летчиков камикадзе, как подразделений, сформированных для специальных авиаударов, был осуществлен 25 октября 1944 года. За все время в воздушных атаках участвовало и не вернулось 3948 пилотов.

В общей сложности с октября 1944 по август 1945 года было атаковано не менее чем 456 кораблей. В результате ударов камикадзе: потоплено 59 кораблей, разрушено и полностью потеряли боеспособность 108 кораблей, серьезные повреждения с длительным выводом из боевого строя 83 корабля и 206 кораблей с возможностью восстановления в море.

Финальная миссия - последний камикадзе

Последним камикадзе принято считать вице-адмирала Матомэ Угаки (Ugaki Matome), командующего 5-ой воздушной армией, отвечающей за воздушную оборону Японии с западного направления.

15 августа 1945 года в день капитуляции Японии, 11 пикирующих бомбардировщиков и 23 летчика, под командованием вице-адмирала, взяли курс на Окинаву, дальнейшая судьба их неизвестна. В тот день адмирал сделал последнюю запись в своем дневнике, отметив, что он еще не получил официального приказа о прекращении огня и что он выполнит последнюю миссию, чтобы показать истинный дух бусидо.

Видео атак японских пилотов камикадзе, документальная хроника, Japanese kamikaze pilots под музыку Kiyoshi Yoshida и его композицию Rising Sun на Ютуб канале - fryberg69.

<Японские механические часы с красивым ротором автоподзавода

Кварцевые наручные часы по каталогу JSDF от Kentex Japan>