Японский театр кукол бунраку

Кукольные театры развивались независимо в разных регионах мира, в том числе и в Японии. Сейчас уже сложно определить, кто именно первым придумал использовать кукол в качестве героев, рассказывающих и показывающих различные истории. Но такие спектакли быстро обрели популярность и продолжают оставаться актуальными даже сегодня.

Японский театр кукол бунраку и вовсе признан всемирным наследием ЮНЕСКО. Такой чести удостаиваются далеко не все культурные явления.

История появления бунраку

Изначально никаких кукол не было. Роль рассказчиков выполняли артисты и музыканты, путешествующие по Японии. Они слагали баллады о королевской семье, храбрых войнах, любви и других вечных темах. Песнопения под звуки сямисэне (трехструнный музыкальный инструмент, чем-то напоминающий балалайку) пользовались бешеной популярностью, регулярно собирая аншлаги.

Кукольными представления стали после того, как понадобилось как-то разнообразить истории и вовлечь зрителей в повествование. Произошло это в 17 веке. А название «бунраку» появилось только в 1805 году, когда человек по имени Уэмура Банракукэн приобрел один из театров и решил дать ему свое имя. Через какое-то время «бунраку» стало именем нарицательным. Теперь так называют все японские кукольные театры.

Сами куклы заслуживают отдельного внимания. Они управлялись с помощью нитей, причем зачастую за движения одной куклы отвечали два-три актера. Делалось это для «оживления» персонажей.

Изготавливались же фигуры чаще всего из древесины, после чего за дело брались художники, наносившие лак. Костюмы тоже были продуманы до мельчайших деталей, вследствие чего хорошая кукла стоила огромных денег и к ним относились очень бережно.

бунраку

Участники спектакля

Чтобы организовать кукольное представление бунраку, требуются:

  • Актеры, которые будут управлять куклой (чаще всего – трое на каждого из персонажей).
  • Чтец, озвучивающий историю.
  • Музыканты, задающие настроение спектаклю.

Только на первый взгляд, кажется, будто управлять куклой легко. На самом деле, добиться слаженной работы сразу трех людей – это процесс, который требует огромного количества времени и сил.

Ногами управляет аси-дзукай – самый младший из кукольников, но и он вынужден учиться 10 (да-да, вы не ослышались) лет, прежде чем появится на сцене.

Но самое сложное, конечно, голова. Куклы в японских театрах имеют подвижную мимику и с помощью кукольника могут выразить любую эмоцию. Оми-дзукай – так называют человека, ответственного за голову куклы. Чтобы получить такую должность уходит 30 лет (обучение + работа на второстепенных ролях).

бунраку

Гидайю – чтец

Удивительно, но если каждой куклой управляют три человека, то рассказчик (гидайю) всего один. Этот человек озвучивает всех персонажей, а зачастую ответственен еще и за дополнительные звуки (имитация природы, выстрелов и т. д.). Если он не справится со своими обязанностями, следить за происходящим на сцене будет достаточно затруднительно.

Самое сложное в работе гидайю – попадать своими репликами в движения губ кукол. При этом важно понимать, что он, как и все остальные актеры находятся на сцене перед зрителями. Японские кукольные театры не имеют перегородок, за которыми укрываются его работники, а занавес нужен только для обозначения начала/окончания спектакля. Да, гидайю и их коллеги облачены в черные кимоно, дабы не перетягивать на себя внимание, но нахождение на сцене все равно создает дополнительные сложности.

бунраку

Бунраку сегодня

Японский театр кукол бунраку продолжает оставаться популярным, даже после появления кинематографа и других разновидностей досуга. Разве что представления теперь проходят в обычных театрах. Труппы некоторых театров продолжают гастролировать и даже выезжают заграницу, но делают это всего несколько раз в год.

Увидеть представления бунраку в нашей стране возможно, но очень редко и только в крупных городах. Таким образом, если хотите посетить японский кукольный театр, проще всего сделать это во время поездки в Страну восходящего солнца.

Самый крупный театр бунраку находится в городе Осака – это то самое учреждение, которое более двухсот лет назад купил Уэмура Банракукэн.

<Японские рикши                Сёдо - искусство японской каллиграфии>