Театр «Глобус»
Театр «Глобус», судьба которого тесно переплетается с творчеством В. Шекспира, давал спектакли в Лондоне с 1599 по 1644 год. Изначально театр в Англии рассматривался как коммерческое предприятие, когда помещение театра сдавалось актерским труппам внаём за установленную плату, но театр «Глобус» работал на паях. Актеры-пайщики были заметно богаче тех, кто не участвовал в дележе доходов — подростков и актеров, играющих второстепенные роли.
В труппе был собственный драматург, который писал для нее пьесы и выполнял функции режиссера, помогая актерам сыграть того или иного персонажа. Доход писателей, работавших на предпринимателя, был крайне скуден, и выгодных условий могли добиться немногие. Шекспир сумел не только организовать для себя успешное сотрудничество, но и обзавестись покровителями.
Специально оборудованные, постоянно функционирующие театры начали появляться в конце XVI века. Их строительством занимался Д. Бербедж, который в 1576 году назвал первое подобное заведение «Театр». Существовало три вида театров, различающихся по зрительскому контингенту, репертуару, устройству, а именно, частный, придворный и публичный театры.
Изнутри «Глобус» выглядел как овальная площадка, окруженная стеной с расположенными на ней ложами для аристократии, сверху которых находилась галерея для богатых граждан. Вместимость театра составляла 2000 человек. Оплата производилась при входе, за право сидеть на сцене или в галерее деньги взимались дополнительно. Все спектакли шли днем, антрактов, декораций и занавеса не было. Сильно выдавались вперед сцена и балкон, где разыгрывалось действие пьесы. Сцена возвышалась над полом примерно на метр и делилась на три части, за ней находился актерский реквизит и уборные, откуда был выход на сцену, предназначенный для появления «привидений» и «свержения грешников». Просцениум пустовал: антураж практически отсутствовал, изредка выносились некоторые символические предметы, призванные обозначить обстановку, в которой совершалось действие. Режиссеры XX века не раз будут подражать минималистическим принципам шекспировского театра и экспериментировать со зрительскими местами на сцене.
Писаные декорации почти отсутствовали. Вместо них вниманию зрителя предлагались таблички с надписями, которые выносили на сцену. Их содержание могло быть различным, например, называть место действия, название пьесы и т. д. Театр изобиловал условностями, поскольку места действия почти не разграничивались, и публика могла судить о смене места из диалогов и монологов персонажей только благодаря своей фантазии.
Театр способствовал духовному развитию, воспитанию публики, заставлял работать ее воображение. Актеры блестяще исполняли свои роли, поэтому в полной материализации происходящего не было нужды, артист доверял зрителю. И если это было бы не так, восхитительные пьесы так и затерялись бы в веках, не оцененные ни современниками, ни потомками.
Во время пожара 1613 года деревянное здание сгорело, и вместо него было отстроено каменное. В 1644 году пуританское правительство Британии приказало снести «Глобус».
«Глобусу» удалось занять почетное место в истории театра преимущественно благодаря творчеству Шекспира и его активной деятельности, направленной на развитие его представлений.
P. S. Данный текст - это лишь общие наблюдения и мысли. Не является рекомендацией. Если в статье имеются ссылки на внешние ресурсы, то они приведены в качестве источника информации или примера.