Сёдо - искусство японской каллиграфии
Каллиграфией называется искусство красивого письма. Как правило, методы передачи символов отличаются лаконичностью. Для записи иероглифов берут белую бумагу, куда наносят символы посредством черной туши.
Существуют различные стили японской каллиграфии:
- кайсё - наиболее похожий на печатные знаки;
- гёсе - так называемый бегущий стиль, для которого используются буквы с небольшим наклоном;
- сосё - полноценный курсивный вариант, когда объединены детали отдельных иероглифов.
Японская каллиграфия не допускает ничего случайного. Это значит, что всё имеет значение: форма и направление каждой точки и линии, взаимное расположение элементов. Даже пустые области могут о многом рассказать. Иероглифы располагаются всегда пропорционально и смотрятся гармонично. Для туристов в Японии даже организовывают уроки каллиграфии, где они могут постичь все особенности этого искусства.
История возникновения
Первоначально каллиграфию придумали в Китае, а в восьмом веке она добралась до Японии. В Стране восходящего солнца это искусство играло важную роль в обучении самураев и представителей элитных семей. Постепенно оно стало доступным и для широких слоёв граждан.
Японцы по началу использовали точь-в-точь ту же технику, которую разработали китайцы. Но со временем было принято решение адаптировать их иероглифы, называемые кандзи, к особенностям японского языка.
В эпоху Хэйан (794-1185 гг) существенный вклад в дальнейшее развитие каллиграфии внес монах Кукай. Также стоит упомянуть людей, которые жили с ним в одно время, это Татибана-но Хаямари, который приходился придворным императора, а также сам император Сага. Они втроём вошли в историю, как Сампицу ("Три кисти"). Примерно в тот же период было приостановлено жёсткое копирование китайской стилистики и переход к к адаптированным вариантам, выдержанным в японском стиле.
Основополагающие принципы
Что надо для создания каллиграфической живописи? Обязательным является использование необходимых инструментов: кисти, чернильницы с тушью и бумаги. Можно задействовать в работе твердую тушь, но в дальнейшем её придётся разводить водой.
Первый опыт состоит в том, чтобы попробовать себя в различных стилях и направлениях. Порядок начертания линий - главная особенность, достойная внимания. Обычно движение осуществляется слева-направо, сверху-вниз.
Помимо захвата кисти, правильной должна быть позиция руки и даже осанка человека. Кисть необходимо держать всегда правой рукой. Овладеть уникальными техниками непросто, но придерживаясь наставлений учителя, можно постепенно усовершенствовать навыки.
Искусство каллиграфии по-прежнему процветает. Об этом свидетельствует то, что соответствующие образцы выставляются на всеобщее обозрение на выставках и прочих культурных мероприятиях.