Синъитиро Ватанабэ: главный экспериментатор аниме-индустрии
Каждому человеку, увлекающемуся японской мультипликацией, известно имя Синъитиро Ватанабэ. Именно этот режиссер на студии Sunrise создал хит «Ковбой Бибоп», за рубежом – в частности, в США – пользовавшийся не меньшей популярностью, чем на территории островного государства.
На одном уровне с Хидэаки Анно и Хаяо Миядзаки
Мир аниме этого режиссера необычайно широк, знакомиться с ним – одно удовольствие, не в последнюю очередь потому, что он лихо мешает жанры в своих постановках и усиливает визуальный ряд разнообразной музыкой. «Бибоп» вместе с «Евангелионом», «Призраком в доспехах» и фильмами Миядзаки-старшего составил локомотив, вытащивший japanimation на международный рынок.
В январе 2014-го на телевидении (сначала – американском, затем – японском) стартовал новый проект Ватанабэ-сэнсэя под названием «Космический Дэнди». Чем не повод оглянуться на предыдущие тайтлы режиссера и познакомить с его творчеством читателей, которые до него еще не добрались?
Из космоса… снова в космос или от «Макросса» до «Бибопа»
Родившийся в середине 1960-х, свой творческий путь Ватанабэ-сан начал в компании Sunrise. Здесь он занимался функциями раскадровщика и ассистента режиссера. На рубеже 80-90-х он в качестве режиссера эпизодов поучаствовал в создании сериалов «Бронебойщик Меллоулинк» и «Gundam 0083».
В начале 1990-х ему доверили проекты «Макросс Плюс», OVA и полнометражку (это уже студия Triangle Staff), – в обоих случаях молодой аниматор оправдал надежды руководства.
Наконец, в 1998-м герой нашей небольшой статьи приступил к своему главному детищу – космическому вестерну «Ковбой Бибоп». Для него это был не первый опыт работы с фантастикой (вспомните «Макросс»), однако на этот раз вселенная оказалась придумана самим Ватанабэ совместно со сценаристкой Кэйко Нобумото. Cтатьи про аниме «Бибоп», наверное, читали все, поэтому ограничимся в данном случае общим описанием.
Жанр space-вестерна тут был дополнен элементами экшна и детектива. Что редко встречается в japanimation, каждый эпизод сериала был посвящен отдельному сюжету (за исключением пары ключевых арок, разложенных по двум сериям).
Использование сцен- и персонажей-рефренов, а также универсальность характеров героев можно назвать тем, что стало одним из верных решений постановщиков – сериал сильно затягивал зрителя эффектом узнавания. В итоге «Бибоп» стал культовым anime или, если шире, произведением, которое само по себе может быть названо жанром.
Черты стиля Синъитиро Ватанабэ
В последовавших за «Бибопом» «Аниматрицей» (по приглашению братьев Вачовски аниматор срежиссировал два сегмента этой картины) и «Самурае Чамплу» были реализованы и закреплены основные черты стиля Ватанабэ-сана. Перечислим их:
- оригинальное музыкальное наполнение (в Cowboy Bebop экшн оттенялся джазом, в «Самурае…» – хип-хопом);
- присутствие сразу нескольких сюжетных линий (лирической, мистическо-философской и др.);
- высокий уровень детализации рукопашных боев;
- наличие стильных опенингов и эндингов (в полнометражке по Cowboy Bebop, к примеру, «открывашку» поставил знаменитый Хироюки Окиура);
- ориентация на предельно широкую аудиторию (с креном в сторону взрослых зрителей – все-таки в произведениях описываемого аниматора хватает сцен насилия).
Основным принципом работы Ватанабэ-сэнсэя остается смешение различных стилей и жанров. Именно поэтому его работы зачастую именуют микс-проектами. Сейчас, с бурным развитием интернета, когда каждый второй имеет возможность посмотреть аниме онлайн бесплатно, знакомство с полным каталогом произведений Ватанабэ – легкоосуществимая вещь.
Как человек, выросший на западной культуре, автор «Аниматрицы» и «Самурая…» насыщает свои сериалы и мувики отсылками к американским фильмам и видеоиграм, известным широким массам. Возможно, именно в этом его главный секрет? Кто знает – во всяком случае, аниматор не останавливается и продолжает расширять горизонты творчества, а его последний проект Space Dandy можно охарактеризовать как приключенческую комедию, действие которой разворачивается в любимом автором космосе.