Уйти легендой
Проходящий Венецианский фестиваль в Италии начал уже сейчас преподносить первые сенсации из мира искусства. И так случилось, что именно эта весть оказалась связана с миром Японии и аниме. Как стало известно, режиссер и легенда всей анимации Хаяо Миядзаки объявил о своем уходе из искусства. Последней его работой стала картина «Ветер Крепчает», которая сейчас участвует в конкурсной программе Венецианского фестиваля.
Я уже рассказывал о биографии этого талантливого аниматора из Страны восходящего солнца (кто забыл, читаем здесь). Его с полным правом можно считать азиатским Уолтом Диснеем, так как он перевернул само понимание аниме и всей аниме индустрии. Миядзаки основатель одной из самых успешных студий в киноискусстве – «Студия Гибли».
Об уходе мэтра сообщил президент компании Кодзи Хосино. О причинах своего решения Миядзаки пока никому не сообщил. Но вполне возможно, что семидесятилетний аниматор не справляется сейчас уже со всеми нагрузками, которые связаны не только с аниме, но и общественной деятельностью в стране.
Само объявление было зачитано Кодзи Хосино на юбилейном семидесятом Венецианском фестивале. Зал встретил эту новость с недоумением. Это и не удивительно, ведь никто не мог предполагать такого решения, особенно когда твой же свежий фильм ожидает армия фанатов. Однако, как пообещал Кодзи Хисино, все подробности ухода Мэтра аниме из индустрии будут ясны уже на следующей неделе. В таком случае хочется пожелать любителям и поклонникам творчества Хаяо Миядзаки терпения.
Я напомню что последняя работа Миядзаки «Ветер крепчает» стала первой лентой, где сюжет основан на реальных исторических сведениях и биографиях персонажей. В основе картины лежит рассказ об авиаконструкторе Дзиро Хорикоси. Он создал легендарный истребитель Mitsubishi A6M Zero, участвующий во Второй мировой войне. А те же американцы помнят его по атаке на Перл-Харбор и знаменитым смертельным атакам камикадзе.
Как отзываются критики, фильм получился весьма неоднозначным. С одной стороны аниматорам попало от консервативных японцев. Основной их претензией было то, что в картине четко прослеживается антивоенная риторика. В свою очередь корейские критики заметили в фильме, что режиссер излишне романтически выставляет фигуру конструктора.
Несмотря на всё вышенаписанное, я выступлю с защитой Хаяо Миядзаки. Думаю, каждый хоть раз да видел работы режиссера. Так вот, вы хоть когда-нибудь помните, чтобы у него в картине была излишняя жестокость? Он всегда был и остается человеком антивоенным, естественно, что риторика картины не могла не говорить о вредности войн и ее последствий. Но при этом, аниме Миядзаки всегда были добрыми и романтичными, у него никогда не было абсолютно злых персонажей. Почему же сейчас нужно удивляться такому стилю от мэтра?
У Хаяо Миядзаки практически никогда не было провальных работ. За свою карьеру он сумел получить различные призы: от внутренних японских наград до общемировых («Золотой лев», «Золотой медведь», «Оскар»). Самой успешной в этом отношении была работа «Унесенные призраками».