Театр Ёсэ
На нашем сайте ранее «засветился» в одной из статей японский театр Кабуки. А совсем недавно в рецензии к аниме «Женская логика» я упоминал о другом представителе сценического искусства Ёсэ. Пораскинув мозгами на досуге, а потом все-таки их убрав с досуга, ко мне пришла мысль, что возможно, среди наших читателей найдутся те, кто захочет подробней узнать о японских театрах.
Для начала Ёсэ – это театр комедии. Правда, всё действие разворачивается в очень камерной обстановке, в отличии от остальных представителей театральных ответвлений. Традиционно такой театр выглядел, как большой японский дом, все зрители которого сидели на татами и наблюдали представление.
Но время не останавливается. Открытость границ, проигрыш во второй мировой войне - всё это сделало Японию более открытой страной для иностранцев. Вместе с иноземцами стала проникать и культура. Япония начинает подвергаться глобализации. На нынешний момент практически невозможно встретить полностью традиционный театр Ёсэ.
На нынешний момент зал представляет что-то среднее между традиционным японским и западным. С одной стороны, на сцене все также на татами сидят актеры, одетые в традиционную одежду, ведут разговоры похожие на те, что и тысячу лет назад. Однако, сцена теперь возвышена на западный манер, да и речь уже о делах сегодняшних. А зрители теперь не сидят на татами. В зале есть привычные всем кресла, а иногда диванчики. Но и назвать подобное уходом от истоков нельзя, скорее это попытка оставить театр все еще востребованным для зрителей.
Действо в театре относится к жанру ракуго, что в переводе означает «рассказы с комической концовкой». Все направление вышло из обычных народных анекдотов. Профессиональные рассказчики получили свое название – ракугоки. Они рассказывают свои сатирические рассказы публике, при этом сидят на специальной подушке. В руках чаще всего могут держать веер или полотенце. А когда выступление одного ракугоки заканчивается, он встает, переворачивает подушку и уходит.
Шутить же можно было обо всем, при этом тематику не ограничивали временем, ни положением в обществе лиц, ставших предметом рассказа. Истории могли быть связаны как с бытовыми ситуациями, так и с политическими. Часто запускались шутки, что называется на злобу дня.
Но в Ёсэ есть и другие жанры, а не только ракугоки. Одним из них является мандзай. Если Ракукоги - это короткие монологи, то мандзай - это комические диалоги. Вышли они из празднования Нового года. Тогда по селениям разъезжали бродячие актеры и разыгрывали веселые сценки перед народом, кроме того еще танцевали и пели.
Когда наступил 20 век, то многие артисты облачились в европейские одежды, прибавились элементы, подсмотренные в мюзиклах и классических комедийных театрах. С приходом эпохи телевидения мандзай уверено занял свою нишу и теперь не отдает ее до сих пор.
Оба жанра объединяет общая комедийная направленность. Самым неожиданным в списке Ёсэ является кодан, или художественное чтение. К нему же можно отнести и нанивабуси (жили у бабуси…). Исконно странствующие сказители повествовали об историях, которые либо они видели, либо передавали более старшие поколения. Кроме того, подобно Гомеру в Греции, легендарные войны и сражения также были тематикой повествования. Чуть позже в тематике появились весьма нежелательные рассказы для власть имущих.
В отличие от двух предыдущих комедийных жанров, более серьезному коллеги досталось больше палок. Часто сказителей наказывали, а иногда и казнили. На нынешний момент, кодан стал практически непопулярен, хотя ему еще оставили место во время антрактов в японских театрах.
Несмотря на то, что нынешний театр Ёсэ переживает не лучшие времена, уже с начала 60-х годов двадцатого века, существует программа по поддержке национальных видов искусств, в том числе и театра. Так в Токио в 1979 году при национальном театре открылся традиционный театр Ёсэ. В нем и по сей день проводятся постановки.
На заметку: хотите иметь собственный сайт? Тогда закажите его разработку в веб-студии www.5igorsk.ru и тогда ваш сайт будет выполнен максимально быстро и качественно.