Ветер крепчает, не так ли?
Это одно из немногих аниме, которое оказалось на экранах наших российских кинотеатров. Такое случается крайне редко, но я был рад, что этот фильм, пусть и с некоторым опозданием, но дошел до отечественного зрителя. Поговорим с вами о самой лучшей анимационной картине в 2013 году, чтобы там не думали ненавистные американские кинокритики, «Ветер Крепчает» (Kaze tachinu) от великого Хаяо Миядзаки.
Далее сюжет, он будет более-менее подробно расписан и вполне возможно, если вы не видели даже трейлер и не знаете всемирной истории за 10-11 класс средней школы, то для вас будут спойлеры.
Сюжет аниме
Картина рассказывает нам свою историю, в то время, когда старая добрая Япония начала ХХ века начинает меняться, как и весь мир. В это время живет мальчик Дзиро и всей душой мечтает о том, как будет создавать самолеты. Растет он в небольшой деревеньке, где каждый готов ему помочь, если уж не делом, то хорошим словом. При этом конечно большинство людей самолеты даже в глаза не видели.
В общем, живет он не богато, но в целом в любящей и дружной среде. Хотя и тут находятся люди, которых жизненно необходимо ставить на место.
Ему снятся волшебные сны, где он никогда не бывает один. Там он встречается со знаменитым Джованни Капрони. Именно он учит его основным правилам, как конструкторского дела, так и житейским вещам. Он именно тут, как и многие из нас, впервые полетел и ощутил волшебство самолетов и свободы. Еще не раз по сюжету Дзиро будет навещать итальянского авиаконструктора в их общих снах.
Мальчик рос, и вот пришло время, когда ему уже необходимо отправляться дальше в путь за своей мечтой. С решительностью, на которую способны только юные, он отправляется учиться дальше.
В поезде Дзиро встречает прекрасную незнакомку и вроде бы, когда герои должны уже познакомиться, то случается беда. В районе проходит сильной волной землетрясение, вещь абсолютно точная, так как в 1923 году произошло Великое землетрясение Канто – но об этом подробней ниже. И вот среди этой катастрофы уж точно не до знакомств. Он смог спасти как девушку, так и ее раненную служанку и тут же убежал спасать книги в своем учебном заведении.
И вот прошло еще некоторое время и перед нами молодой человек и начинающий авиаконструктор Дзиро. Он готовится начать работать над новыми самолетами для новой Японии в свой первый день. Страна стремительно меняется и уже в воздухе ощущаются будущие беды для всего мира. Ну а пока… пока Дзиро встречает ту самую девушку.
Но ведь мы уже знаем, что ничего не бывает просто, и вместе со счастьем личной жизни, им предстоит пройти через множество испытаний, чтобы в лишний раз произнести заглавную фразу всего фильма: «Ветер крепчает! Значит — жить старайся!».
Впечатления от просмотра
А теперь постараюсь охватить все свои впечатления и мысли после просмотра картины, а попутно попытаюсь развеять некоторые слухи и заблуждения, касаемые этого аниме Хаяо Миядзаки.
Пожалуй, самое основное заблуждение, которое можно разделить на два лагеря:
- «Да как такое вообще возможно, это сказка какая-то, а не история!»
- «Картина полностью биографична, все рассказано с точностью и без нотки фантазии».
Обе этих позиций по-своему неверны. На самом деле в основе мультфильма «Ветер Крепчает» лежит история знаменитого японского авиаконструктора Джиро Хорикоси, а также история жизни Тацуо Хори, который как раз и написал одноименный рассказ «Ветер Крепчает». От первого в картине история человека, который любил самолеты, а от второго вся лирическая линия в аниме. Поэтому считать картину абсолютно биографичной, как и отрицать всякую связь с реальностью, будет не верным.
Еще одно заблуждение, считать крайнюю (не могу называть ее последней) работу Хаяо Миядзаки шедевром только для взрослых, тоже неправильно. Из личного опыта, при просмотре в кинотеатре было весьма большое количество детей и их родителей. Понятное дело, что попали они на сеанс по большей мере случайно, увидели афишу, которая в целом напоминала какой-то очередной мультик и решили сходить всей семьей.
Так уж повелось, что современный западный зритель, в том числе и российский, от современной мультипликации ждет сочной картинки, топорного юмора и обязательно такого, чтобы иногда и взрослый мог посмеяться. Сами можете понимать, что Миядзаки не из таких нишевых авторов.
Однако, можно сказать, что случилось определенное чудо. Картина, как раз настроенная на взрослого зрителя, практически не сработала на людях, которые не особо понимают, что такое аниме. Но при этом, дети, уже доевшие купленный попкорн и допив колу (если ты пришел в кинотеатр, как же не поесть?), стали постепенно вникать в события и следить за происходящим. Я, конечно, не утверждаю, что они поняли сюжет столь драматичной картины, но мне верится, что ручная рисовка художников студии «Гибли» смогла донести истинное искусство анимации,а именно то, что нельзя заменить компьютерной графикой и 3Д моделями.
Но, как известно, не графикой единой. В картинах Миядзаки всегда на первых ролях был трогательный сюжет и внимание к деталям. И этих самых деталей тут великое множество. Поэтому зрителя можно разделить на три основных категории:
- Те, кто безмерно глуп или просто не хочет принимать аниме, как жанр искусства (можете их приравнять);
- Те, кто имеют основные понятия об истории человечества и видели несколько картин Хаяо Миядзаки;
- И наконец те, кто знают историю Японии, что-то понимает в физике и любит картины Великого мастера.
Если вы не относитесь к первой категории, то просмотрите «Ветер Крепчает» с огромным удовольствием.
Возможно, сюжет тут немногим проще, чем в остальных картинах знаменитого японца, но это не мешает ему оставаться очень трогательным. Также «Ветер Крепчает» является произведением актуальным как для прошлого, так и для будущего человечества. Это было и раньше в фильмах Миядзаки, но там акценты основные были на экологии, тут же все сместилось на мрачные предостережения.
Сам автор не раз рассказывал, что смотря на нынешние события, самое ужасное, что может произойти, это последняя война для человечества. Это показано не только в сюжете, но и в деталях.
Давайте вновь остановимся на фрагменте с «Великим землетрясением в Канто». Многие люди, рассказывая про этот отрывок, сравнивают его с некой бомбежкой или наступлением войны. И на самом деле они не далеки от истины. Режиссер при работе над этим моментом как раз и пытался передать весь страх и ужас наступления эры разрушительных войн через такое природное явление. И таких фрагментов по всей картине разбросано множество.
Из этого вытекает следующее заблуждение, которое завладело умами многих азиатских и американских критиков. Почему-то многие из них решили, что картина носит провокационный характер. По их логике невозможно восхищаться таким человеком, как Джиро Хорикоси, ведь он создал оружие смерти.
На мой взгляд, такие обвинения просто смешны, ведь американцы до сих пор восхищаются своими космическими экспедициями «Аполлон», хотя ракеты для них разработал бывший ученый нацистской Германии. Тем более, Миядзаки делал картину далеко не о войне, сколько о красоте, возможности творить, наслаждаться каждым мгновением, что дает нам жизнь. Как тут можно пытаться выловить какую-либо военную тематику?
Для Миядзаки самолет тут вовсе не является орудием смерти. Тут Зеро является олицетворением свободы, надежды и возможности выразить себя в любое время, каким бы тяжелым оно не было. Это еще раз подтверждает такая характерная черта для картин японца, как отсутствие злодеев. Казалось бы, куда как проще в такой картине найти парочку злодеев, свесить на них все грехи и обелить остальных. Но Миядзаки отлично понимает, что тут нет правых и виноватых, ибо они все люди. Так что в итоге, я увидел песнь мира, силу творчества и любви.
Очень надеюсь, что каждый, вне зависимости от отношений к аниме, второй мировой войне и различным политическим взглядам, все же найдет время и посмотрит анимационный фильм «Ветер крепчает».