Котацу
Прежде чем начать рассказ про котацу, необходимо напомнить, что в японских домах было не принято обустраивать печи. Даже сейчас, когда Страна восходящего солнца по праву носит титул одной из наиболее прогрессивных, в значительной части многоэтажных и частных домов отсутствует система центрального отопления. В итоге, котацу продолжают использовать и сейчас.
Что такое котацу
Котацу – это приспособление, позволяющее согреться в холодное время года, вошедшее в обиход японцев несколько сотен лет назад. Конструкция состоит из низкого стола покрытого одеялом и расположенного под ним источника обогрева. Изначально было принято использовать жаровню с прогретым углем, а теперь котацу обычно комплектуются электрическими обогревателями.
В некоторых случаях под котацу есть выемка для ног. Такие котацу называют – хориготацу. Кроме того, в последние пару десятилетий стали популярны котацу, похожие на традиционные для нас столы. Они получили название дайнингу-котацу, что в дословном переводе на русский означает – «обеденное котацу».
Если в японском доме нет других приборов, позволяющих поднять температуру, котацу становится единственным способом чувствовать себя комфортно с наступлением холодов. Обычно вокруг него собираются всей семьей, чтобы поесть, пообщаться и посмотреть телевизор. Таким образом, жизнь буквально вращается вокруг котацу.
Кто больше всего любит котацу
Котацу у многих японцев ассоциируется с домашним уютом. В итоге, некоторые люди проводят рядом с ним практически все свободное время, отлучаясь разве что для того, чтобы взять еще еды или сходить в туалет. Для таких людей даже придумали специальное определение – котацумури.
А еще котацу обожают домашние животные, особенно, кошки. Как известно, кошки любят тепло и готовы часами лежать на объекте, который это самое тепло излучает. В Японии даже существует известная детская песенка под названием «Кошка свернулась под котацу».
Снижение популярности котацу
Пик продаж котацу пришелся на конец 70-х годов прошлого столетия. Сейчас их производят и продают примерно в десять раз меньше. Почему так произошло? Ответ прост – появилось множество других устройств для отопления жилых помещений. Все больше и больше людей предпочитают не котацу, а полы с подогревом или, например, кондиционеры. Последние, кстати, сейчас установлены в 90% японских домов.
Окончательному забвению котацу препятствует экономичность. Котацу требуется примерно в два раза меньше электроэнергии, чем кондиционеру. Именно поэтому их продажи ненадолго возросли в 2011 году, когда в Японии произошло крупное землетрясение, и возникли проблемы с электроэнергией.
Поддерживать котацу на плаву помогают и предприниматели. Дело в том, что в стремлении создать уют и комфорт, они закупают котацу для: суши-баров, пивных, частных поездов, прогулочных катеров и так далее. Благодаря этому клиенты чувствуют себя максимально комфортно, а производители котацу получают надежные каналы для сбыта своей продукции.