Как в кино проник японский ужас

Говоря о кинематографе, сложно не заметить разницу между западными и восточными фильмами. Они часто влияют друг на друга, но особенно это заметно в социальном и хоррор жанрах. О первом мы поговорим как-нибудь потом, а сегодня сконцентрируем внимание на японских ужасах.

Девочки в белых одеяниях и с распущенными чёрными волосам – первое, о чём вспоминает зритель, когда речь заходит об узнаваемых кинематографических символах из страны Восходящего солнца. Однако, начался японский хоррор задолго до «Звонка» и «Проклятия».

Более того, существует специальное обозначение для ужасов из Азии – J-Horror. Для жанра характерен психологизм, одиночество и меланхоличность. Эти черты старательно копируют не только во всём регионе, но в голливудских адаптациях.

Истоки японского хоррора

В основе большинства кинематографических ужасов часто оказываются популярные изображения сверхъестественного. Таким образом появились оборотни, вампиры, призраки и многие другие существа. Все они уходят корнями в фольклор народов. Не являются исключением японские хорроры, изначально обретающие форму в сказка и преданиях. На них огромное влияние оказывают местные верования и философия.

В азиатских историях заметно сильное слияние чудовищ с чем-то природным. Например, если в западных историях оборотень обычно человек, который превращается в монстра, то у японцев кицунэ в первую очередь лиса со сверхъестественными силами. И это далеко не единственный такой случай. В общем, получается огромный перечень монстров, которые обобщённо называются ёкаи. В зависимости от региона Японии истории отличаются, но общий сборник таких устных легенд называют «Кайдан».

Прочитав одну такую компиляцию, можно выявить сразу несколько часто повторяющих элементов. Именно они потом будет регулярно встречаться в кино. И что немаловажно, с первым «Кайданом» западная публика ознакомилась уже в конце 19 века. Однако, будущие исторические события на время замедлили проникновение азиатской культуры в западную.

Начало японских фильмов ужасов

Известно, что многие киноленты были утрачены из-за различных природных явлений и военных действий. Поэтому, сложно рассказывать подробно о первых фильмах ужасов из Японии – «Воскрешение трупа» и «Призрак Дзидзо». Остались только общие описания и фамилии участников. По этим причинам начинают рассматривать японские ужасы как отдельный жанр только с 1950-х годов. И первым там оказывается… «Годзилла». Конечно, создатели фильма вкладывали туда идею о страхе перед ядерной войной, но назвать фильм полноценным хоррором не получается.

Поэтому первым, дошедшим до нас хоррором из Японии, чаще всего называют «Ад» Нобуо Накагавы 1960-го года. Эта лента стала началом отдельного направления в японском кинематографе. Реалистичная жестокость, физиологические травмы, обилие крови и выпадающих внутренностей – характерны не только для «Ада», но и для многих других аниме и фильмов из Азии. Его следы можно заметить даже в «Акире» или «Манускрипте ниндзя». Однако сам фильм в настоящее время явно выглядит устаревшим и вряд ли кого-то впечатлит.

Jigoku 1960

А вот произведение 1964 года «Кайдан» Масаки Кобаяси продолжает отлично выглядеть даже без оглядки на возраст. Это тот самый прародитель всех самых известных хорроров из Японии. В ленте рассказывается сразу несколько историй, словно перед нами традиционная книга страшных историй. В фильме вы не увидите никакого насилия или скримеров, зато будет постепенное нагнетание. Тут уже можно заметить, что для J-Horror характерен фатализм. Избежать наказание, если на тебя уже обратили внимание сверхъестественные силы, практически невозможно. Также внутри самих историй не последнее место занимают темы мести и неверного выбора.

kaidan 1964

«Чёрные кошки в бамбуковых зарослях» (1968) продолжает темы, обозначенные «Кайдан». Фильм рассказывает о трагедии двух женщин, на которых напали и убили солдаты. С тех пор на этом месте появилось два призрака. Они заманивают самураев в иллюзорный дом, где жестоко расправляются с ними. Чтобы решить проблему со сверхъестественным, отправляют молодого Гинтоки. Он узнает не только историю, но и то, как сам связан с ней. Фильм посмотрел не без удовольствия, поэтому, если у вас нет предвзятости к черно-белой картинке, то могу посоветовать.

Ренессанс японского хоррора

Казалось, что азиатские режиссеры стали находить источник вдохновения и дальше будет только лучше. Однако, с наступление 1970х годов, появился новый тренд в ужасах. Теперь зрителю показывали дешёвые слешеры, истории про зомби и инопланетян. Японские режиссеры стали повторять за своими западными коллегами, полностью уйдя от исторических корней. Хотя среди лент встречаются неплохие, но сами по себе они являются копиями более успешных американских фильмов, потому никакого культурного влияния не оказали.

Таким образом, можно смело сделать таймскип на 30 лет вперед и перейти к тем самым фильмам, о которых знает каждый. Речь конечно о «Звонке» и «Проклятии». Вероятно, именно Саяко и Садако – самые запоминающие зловещие сущности из Японии, которые создал кинематограф. Но в большинстве случаев, зритель знаком с этими персонажами только по голливудским ремейкам. Они пытались передать особенности оригинала, но многое упростили, поэтому часть нарратива исчезла. Но даже этого хватило, чтобы широкая аудитория заинтересовалась J-Horror.

Ju-on, 2002

В короткий период с 1998 по 2008 год в Японии вышло сразу несколько значимых картин. Список не ограничивается только серией «Звонок» или «Проклятием». Несомненно, нужно вспомнить про «Класс самоубийц», «Тёмные воды» или «Мэрибито». Хотя в каждой из лент уделяется не мало времени темам их классического J-Horror, но становится заметно появление критики существующей реальности. Если японские ужасы из 1960х годов рассказывали о событиях в далеком прошлом, то теперь режиссеры и сценаристы показывают современность.

Как в связи с этим не вспомнить произошедший экономический кризис 1990х в Японии, поставивший крест на развитии страны. J-Horror передаёт ощущение потерянности, одиночества и фатализма, но уже иного. Персонажи боятся не только некой сущности, но и бесполезности своего существования. И каждый персонаж после нескольких безуспешных попыток исправить ситуацию, смиряется и принимает судьбу.

Что сейчас

К сожалению, нельзя сказать, что японский кинематограф радует зрителя. J-Horror сейчас вновь на той стадии, что берёт голливудские тренды, пытаясь заработать на ремейках и ностальгии. Однако, возможно нам вновь нужно подождать 20-30 лет, чтобы новые режиссёры и сценаристы выдали ударную 10-летку.