Урок 6

Выражение вида: "Книга хорошая" - ХОН ВА ЁЙ ДЭСȳ (ХОН ВА КИРЭЙ ДЭСȳ)

Ранее уже было сказано о том, что в японском языке существуют два типа прилагательных, оканчивающихся слогом "И" и частицей "НА" или "НО". В рассматриваемых предложениях в роли сказуемого они употребляются по-разному. Прилагательные вида "ЁЙ" употребляются без изменений, и после них в конце предложения добавляется глагол-связка "ДЭСȳ". Прилагательные вида "КИРЭЙ-НА" употребляются в роли сказуемого без частицы "НА", в конце предложения также добавляется глагол-связка "ДЭСȳ".

Ключевые слова:

ВА - падежный показатель подлежащего

ДЭСȳ - глагол-связка со значением "являться"

Выражение вида: "Книга нехорошая" - ХОН ВА ЁЙ ДЭ ВА АРИМАСЭН (ХОН ВА КИРЭЙ ДЭ ВА АРИМАСЭН)

В этом примере всё аналогично, лишь в конце предложения употребляется отрицательная форма глагола-связки.

Ключевые слова:

ВА - падежный показатель подлежащего

ДЭ ВА АРИМАСЭН - отрицательная форма глагола-связки со значением "не являться"

Дополнительные слова:

ХИРОЙ - широкий

СЭМАЙ - узкий

РИППА-НА - прекрасный, превосходный

ХЭЯ - комната

ПРИМЕРЫ

Корэ ва хирой хэя дэсȳ ка Это широкая комната? 
Корэ ва хирой дэсȳ ка Это широкое?
Со: дэсȳ, корэ ва хирой хэя дэсȳ Да, это широкая комната
Со: дэсȳ, корэ ва хирой дэсȳ Да, это широкое
И:э, корэ ва хирой хэя дэ ва аримасэн Нет, это не широкая комната

И:э, корэ ва хирой дэ ва аримасэн

Нет, это не широкое
Сорэ ва риппа-на хэя дэсȳ ка Это прекрасная комната?
Аната но хэя ва риппа дэсȳ ка Ваша комната прекрасная?
Ватакȳси но хэя ва риппа дэсȳ Моя комната прекрасная
Ватакȳси но ва риппа-на хэя дэсȳ Моя - прекрасная комната
Ватакȳси но хэя ва риппа дэ ва аримасэн Моя комната не прекрасная
Ватакȳси но ва сэмай хэя дэсȳ Моя комната узкая
Хотэру но хэя ва о:кий хэя дэсȳ ка Комнаты в отели большие?
И:э, хотэру но ва кӢтанай сэмай хэя дэсȳ Нет, в отеле комнаты грязные и узкие

 

Фонетический комментарий:

Напомню, что гласный "И" в позиции между глухими согласными читается следующим образом: КӢТАНАЙ (КЬТАНАЙ), СӢТА (СЬТА).

 

<Урок 5                                  Урок 7>