Искусство икебаны
Икебана (или икэбана) в переводе на русский означает «живой цветок». Это традиционное японское искусство, связанное с использованием цветов в качестве подношений божественным духам. Японцы, исповедовавшие религию синто, считали, что такие духи окружают нас повсеместно и скрываются в растениях, а также в неодушевленных предметах, например, камнях. Из-за этого к цветам в Стране восходящего солнца было принято относиться как к божествам.
Интересно, что когда Япония приняла буддизм, обряд никуда не исчез. Он трансформировался в подношения цветов Будде. Проводить такой процесс должны были монахи мужчины. Тогда же искусство икебана начало формироваться в том виде, в котором оно дошло до наших дней.
Вы также можете попробовать сделать икебану своими руками и подарить её близкому человеку. Или же выберите более традиционный вариант - недорогие букеты кустовых роз.
Становление искусства икебаны
Первая школа икебаны под названием Икэнобо была открыта в 15 веке в городе Киото. Ее основателем стал Икэнобо Сэнкэй.
Первым стилем этой школы стал рикка, который был создан для прославления Будды. Стиль отличался размахом (композиции имели высоту более полутора метров) и идеальной точностью геометрических линий. Неудивительно, что основой для него служили бамбук и сосна, а остальные растения органично их дополняли.
На то, чтобы выполнить одну композицию, требовалось огромное количество сил и времени. Занимались этим всего несколько мастеров, пока об икебане не узнали сначала правящая элита, а потом и простой народ. Так популярность искусства начала стремительно расти.
Дальнейшее развитие
Несмотря на то, что стилю рикка обучалось все больше людей, он продолжал оставаться тяжелым и энергозатратым. В связи с этим в начале 18-го века был разработан стиль под названием сёка. Тремя его центральными элементами стали: Человек, Земля и Вселенная.
Сёка хорош тем, что такие композиции можно ставить не только в высоких, но и в низких вазах. На первых этапах развития стиля в нем и вовсе было принято использовать всего одно растения (травы или деревья). Уже потом, по мере развития, мастера стали сочетать между собой разные дары растительного мира.
Влияние Запада
19 век охарактеризовался началом торговых отношений с Европой и США. В итоге, в Японии появилось множество товаров, о которых здесь никогда не знали. Все это повлекло за собой изменения в разных сферах жизни, в том числе и в искусстве икебана.
Завезённые с Запада цветы и растения изначально не допускалось использовать при создании композиций. Но человек по имени Унсин Охара выступил новатором и разработал еще один новый стиль. Речь идет о морибана – разновидности икебана, характеризующейся использованием низких горшков-плошек, нетипичных для Страны восходящего солнца цветов и даже воды (она играет роль дополнительного художественного элемента).
В дальнейшем Охара решил не ограничиваться низким вазами и создал дополнительный подвид своего стиля – хайку. Это все тот же морибана, только в сосудах другой формы.
Современность
Разительные изменения ожидали искусство икебана в конце 30-х годов прошлого столетия. Именно в это время Софу Тэсигахара основал школу Согэцу.
Ранее Тэсигахара, как и его отец, был последователем идей школы Икэнобо. Но он решил пойти дальше и решился на самостоятельное творчество. Более того, совместно с другим мастерами он принимает декларацию «Новой икебаны». Этот документ, по сути, снял с искусства оковы, мешавшие ему развиваться. Пропала необходимость соблюдать строгие и местами устаревшие формы и правила.
Софу Тэсигахара стал использовать в процессе создания композиций не только живые, но и сухие растения, а также металлы, камни, веревки и другие материалы. Его последователи продолжили эту линию, и сейчас школой Согэцу управляет Аканэ Тэсигахара – его дочь.
Всего в Японии насчитывается несколько сотен школ икэбана, однако наибольшее влияние все еще имеют – Икэнобо, Охара и Согэцу.