Из каких схем можно создать детектив
Один из наиболее популярных сюжетов для романов, и сценариев фильмов — поиск убийцы. Некоторые известные литературные сыщики, например, Шерлок Холмс на Бейкер-стрит в Лондоне, уже даже обзавелись собственными музеями.
Сегодня существует 10 схем детективов, которые используются в романах писателями по всему миру. Каждая из них по-своему отвечает на вопрос — «кто убийца?».
Преступление совершил кто-то из героев
Самый популярный прием — так называемый «каминный детектив», когда виновен один из действующих персонажей. Например, в комнате сидело 7 человек, первый выпил кофе и упал — яд подсыпал шестой.
Схемой, в которой убийца — один из узкого круга подозреваемых, пользовались все известные авторы детективов, в том числе и Агата Кристи в романе «Карты на стол». В книге герои играли не в холдем на VangPoker, как можно было бы подумать, прочитав название, а в бридж.
К слову, именно развитие и записи самой игры помогли Эркюлю Пуаро в конце концов найти преступника.

Сегодня это единственная карточная дисциплина, которая признана олимпийским видом спорта. По своей сложности игра не уступает шахматам и го
Преступник действовал незаметно
Второй тип — несколько сложнее. В комнате сидят семеро, один из них умер — а убил восьмой, например, садовник или дворецкий, которых мы ещё не видели. Такая схема требует, чтобы в определенный момент все действующие лица отвернулись и не заметили преступление. Сюжет в своё время приобрел такую популярность, что негласно стал признаком дурного тона из-за своей примитивности.
«Жертва» виновата сама
Третий формат ещё более экзотический — «убил битый». В подобных романах мы имеем дело с самоубийством, хитро замаскированным под преступление. Этот приём использовался в мировой литературе не раз, самый известный пример — «Десять негритят» Агаты Кристи. Все ищут убийцу, а им оказывается один из людей на острове, который уже якобы успел свести счеты с жизнью.
Виноваты — все
Четвертая схема хорошо известна любителям детективного кинематографа. В ней подозреваемые и одновременно преступники — все действующие лица. В 2017 вышел фильм «Убийство в восточном экспрессе» — экранизация книги уже не раз упоминаемого в этой статье британского автора. Роман стал первой реализацией такой схемы, которая потом вышла в широкие массы.
Никто не пострадал
Пятый вариант развития событий — наиболее «гуманный». Персонажи ищут преступника, но на самом деле жертва жива.
Классический пример этого формата — роман «Долина ужаса», в котором Шерлок Холмс ищет убийцу крупного мануфактурщика, но в конце первой части оказывается, что он на самом деле не умер.
Оборотень в погонах
Шестая схема ещё сложнее, в ней убийца — сам следователь. Сюжет, в котором роль преступника играет герой, ведущий следствие, получил большое распространение после выхода «Мышеловки» Агаты Кристи. Сегодня это самая популярная детективная пьеса в мире.

Впервые спектакль поставили в 1952 году. На лондонской сцене она идет до сих пор
Таким же образом события развиваются в «Занавесе», последнем романе из цикла об Эркюля Пуаро. В книге идейным вдохновителем всех преступлений был Стивен Нортон, который помогал в расследовании. Позже убийца погибает — и на последних страницах друг детектива Гастингс понимает, что за этим преступлением стоял сам Пуаро.
Ненадёжный рассказчик
Существует также редкая схема, согласно которой убийца — автор. В этом формате повествователь обманывает читателя и нарушает правило, что он должен говорить о событиях правдиво.
Например, так построен роман «Убийство Роджера Экройда» Агаты Кристи. Преступником оказался помощник Эркюля Пуаро доктор Шеппард. Сам сыщик позже предлагает ему выбор — сдаться полиции или совершить самоубийство.
«Ненадёжные рассказчики» есть и в классической отечественной литературе. В «Драме на охоте» Чехова повествование идет от лица следователя Ивана Петровича Камышева — он и оказывается убийцей.
В деле замешаны привидения
Один из наиболее экзотических способов создания детектива перекликается с фантастикой. В такой схеме убийца — не сыщик, не садовник и даже не сам автор, а злой дух. Подобные примеры есть не только в литературе, но и в кино. Например, в сериале «Твин Пикс» такой дух вселился в человека, который стал преступником лишь формально.
Убийца — читатель
Самая редкая и самая сложная детективная схема, которую почти невозможно реализовать на бумаге. Сюжет скорее встречается в театральных постановках, где герой может напрямую обратиться к залу и обвинить их.
Преступник известен с самого начала
Такой прием можно найти как в отечественной литературе, так и в западном кинематографе. Примеры подобных произведений — «Преступление и наказание» Достоевского и сериал «Коломбо» с Питером Фальком в главной роли.

Режиссером пилотной серии о детективе стал Стивен Спилберг