Дошкольное образование - как не навредить ребенку
Все родители хотят лучшего для своих детей. Их беспокоит, что они не будут достаточно стараться, потому что все вокруг заявляют, что «после третьего года уже слишком поздно». Детский психолог Кристина Кисленко рассказывает о том, что может навредить слишком раннему обучению.
За неправильный подход к выбору методики
До первого класса самой важной работой для ребенка является игра - свободная, эмоциональная, творческая. Именно в играх он учится фантазировать, делать выбор и контролировать свое поведение. Жертвовать временем на игры из-за развивающих занятий ни в коем случае нельзя, и не должно быть полного отказа от тренировок.
Важно правильно подойти к выбору развивающейся методологии. Например, многие из них сводятся к усвоению первоклассником привычек - чтению, письму, счету, а также приобретению энциклопедических знаний. Специалисты в области детской нейропсихологии, психофизиологии и педагогики говорят, что такие методы не развиваются в прямом смысле этого слова. Это больше о принуждении ребенка выполнять определенные действия и демонстрировать свои достижения другим.
В лучшем случае ребенок просто «проглотит» информацию, устаревшую для его возраста. Например, в дошкольном учреждении он мог запомнить флаги десятков стран, и другой вопрос - как эти знания на самом деле развивают его интеллект. Это просто почти безобидный способ пощекотать гордость родителей.
О последствиях слишком раннего обучения
Есть также опасные последствия обучения, потому что они не соответствуют возрасту ребенка. Чрезмерная интеллектуальная нагрузка приводит к «краже» энергии и информации из нервной системы ребенка.
Яркий пример - попытка научиться читать каждые два года. В этом возрасте центры мозга, отвечающие за механизм распознавания буквенных знаков, еще не созрели. Задача оказывается для ребенка слишком сложной. Чтобы справиться с этим, мозг использует эти ресурсы, которые обычно используются для развития других функций. Например, для детей от 1 до 3 лет это координация движений, восприятие пространства, развитие активной устной речи.
Бывает, что родители слишком рано учат ребенка читать (то, что он все равно выучит позже) и одновременно лишают его энергии для развития этих привычек, которые необходимо сформировать в это время. И искоренить эти проблемы в будущем может быть довольно сложно.
Как родителям избежать таких ошибок
- Вместо того, чтобы непосредственно изучать определенные привычки, лучше сосредоточиться на развитии психических функций, на основе которых эти привычки формируются.
- Вместо раннего чтения, математики, письма - игры и упражнения, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
- Вместо большого количества информации, которую нужно запомнить - способы эффективно воспринимать и обрабатывать важную информацию в будущем.
- Важно дать ребенку не знания сами по себе, а способы, которыми он может самостоятельно находить информацию, хранить ее и использовать.
Невозможно найти универсальную методологию разработки, отвечающую всем этим целям. Но существует огромное количество игр и инструментов, которые направлены именно на развитие познавательных процессов. Среди них популярные игры, которые есть в каждом доме - лото, головоломки, логические игры, головоломки и малоизвестные, которые используют логопеды, психологи и педагоги.
Источник: https://решает-илюха.рф
P. S. Данный текст - это лишь общие наблюдения и мысли. Не является рекомендацией. Если в статье имеются ссылки на внешние ресурсы, то они приведены в качестве источника информации или примера.