Урок 14

Теперь давайте разберём конструкцию сложного предложения, состоящего из двух простых предложений, соединенных союзами И или НО.

Выражение вида: "Эта книга большая, а та книга маленькая" - КОНО ХОН ВА О:КИЙ ДЭСȳ СОСӢТЭ СОНО ХОН ВА ТИИСАЙ ДЭСȳ

Сложные предложения данного типа являются ничем иным, как двумя простыми предложениями, соединёнными союзами СОСӢТЭ (СОСЬТЭ) или КЭРЭДОМО.

Однако, если во втором простом предложении то же самое подлежащее, то оно может опускаться, т.е. подразумеваться. Например, КОНО ИНУ ВА КИРЭЙ ДЭСȳ СОСӢТЭ РИКО: ДЭСȳ - Эта собака красивая и (она) умная.

Ключевые слова:

ВА, ГА - падежные показатели подлежащего

СОСӢТЭ - и, а, а также

КЭРЭДОМО - но, однако

Дополнительные слова:

УТИ - дом

ГАККО: - школа

ТАЙХЭН - очень

НИППОН - Япония

НИППОН НО - японский

МАДО - окно

ЦȳКУЭ (ЦКУЭ) - стол

ИЦУМО - всегда

ПРИМЕРЫ

Корэ ва кирэй-на ину дэсȳ кэрэдомо рико: дэ ва аримасэн Это красивая собака, но не умная
Корэ ва о:кий ути дэсȳ сосӢтэ тайхэн кирэй дэсȳ  Это большой дом и очень красивый
Коно ути ва о:кий дэ ва аримасэн кэрэдомо тайхэн ёй ути дэсȳ Этот дом не является большим, однако очень хороший
Коко ни ватакȳси но тана га аримасȳ сосӢтэ соко ни аната но га аримасȳ  Здесь мои полки, а там ваши
Аната но гакко: ва донна гакко: дэсȳ ка  Какая ваша школа?
Ватакȳси но гакко: ва тайхэн тиисай гакко: дэсȳ кэрэдомо риппа дэсȳ   Моя школа очень маленькая, однако превосходная
Аната но хон ва доко ни аримасȳ ка Где ваши книги?
Ватакȳси но хон ва коко ни аримасэн кэрэдомо ути ни аримасȳ  Моих книг здесь нет, но они дома
Кимоно то сяцу ва доко ни аримасȳ ка Где кимоно и рубашки?
Кимоно ва тодана ни аримасȳ сосӢтэ сяцу ва тана но уэ ни аримасȳ  Кимоно в шкафу, а рубашки на полках
Хон ва хонбако ни аримасȳ сосӢтэ пэн то инку ва тэ:буру но уэ ни аримасȳ  Книги в книжном шкафу, а ручки и чернила на столе
Ватакȳси но ути ва гакко: но маэ ни аримасȳ сосӢтэ Танака-сан но ути ва гакко: но усиро ни аримасȳ  Мой дом находится перед школой, а дом господина Танаки за школой

 

<Урок 13                       Урок 15>